Автор Михаил Шейнкман
Ему удалось стать анекдотом при жизни. О нем даже ничего придумывать не надо было. Имитация подписи под текстом присяги на виду у всей Верховной рады и под прицелами телекамер. "Парад победы" в Севастополе. "Ядерный удар" России по Луганскому аэропорту. Десятки тысяч жертв на Украине. Детектор лжи для подчиненных. Что творилось в голове у этого деятеля, неспециалистам понять сложно. То ли он до назначения главой оборонного ведомства тщательно маскировался под здорового человека, то ли, став военным, как и вся украинская армия, "сгорел" на работе.
Всего три с небольшим месяца в должности и целый Гелетей-парад чудачеств. Министр-недоразумение. Но без него станет скучно. Он разбавлял кровавые будни изрядной порцией откровенного сумасбродства. Он был смешон в погонах. Но снять с него мундир – средний украинский радикал. Именно поэтому его стали тяготиться, что явил собой истинное лицо киевской власти. Карикатура, ведь, тоже срисовывается с оригинала. По сути, все они думают так же, только говорить стараются без намеков на паранойю.
Гелетей — первый, кто оказался не в состоянии ее скрыть. Он, как зеркало украинской революции. Значит, нечего на зеркало пенять, коли его можно просто снять. Хотя грех было требовать боевого профессионализма от, пусть, не паркетного, но "семейного" генерала. Главный телохранитель президентов, он и в должности министра делал все, чтобы отвлечь внимание от главного тела. До поры до времени это ему удавалось. По крайней мере, откровенные ляпы Валеры-воина комментировать было веселее и интересней, чем угнетающие несовпадения между словами Порошенко и делами его вооруженных сил.
Не случайно только Верховный главнокомандующий до последнего не видел альтернативы своему протеже. Хотя ко всем его дефектам речи уже добавился конкретный "Иловайский котел" и прочие боевые потери. Это, наверное, потому, что только Порошенко знал, что Гелетей изначально был не в состоянии что-то предотвратить. Однако это же и Верховная рада аплодировала ему стоя. Будто догадывалась, что на его фоне и Тягнибок с Аваковым смогут кичиться своей адекватностью.
Над ним издевались даже коллеги по карательному ремеслу. Но совсем необязательно, что назначение бездарности – это провал кадровой политики Порошенко и его штаба. Не исключено, напротив, что это олицетворение их дальновидности. Под неминуемый и прогнозируемый крах военной операции в Донбассе они заранее подобрали дилетанта, на которого проще всего списать все. А его нарочитое безрассудство лишь усиливало эффект от его невменяемости. И Киеву теперь, ко всему прочему, есть на кого еще раз "свалить" малайзийский "Боинг". И, может быть, потому Порошенко и решил расстаться со своим "оруженосцем" сразу после разоблачений "КиберБеркута". Ополченцы виртуальной войны вскрыли очередное свидетельство причастности Киева к крушению лайнера. В числе прочих, там фигурирует и фамилия Гелетея.
Сейчас еще нельзя сказать, что экс-министра обороны для того и назначили, чтобы "слить". Но если действительно была задумана операция "козел отпущения", то для ее завершения не хватало только одного — чтобы его отпустили. Украинский политолог Ростислав Ищенко ожидал этого все эти "сто дней до приказа".
— Наверное, даже сам Порошенко не ожидал от Гелетея каких-либо военных подвигов. Какой смысл был в его назначении и насколько он себя оправдал?
— Он себя полностью оправдал. Порошенко не нужен был выдающийся военачальник, Порошенко нужен был человек, который не пользуется в армии авторитетом и который поэтому не сможет использовать вооруженные силы в своих личных целях. 26 октября у Порошенко выборы. Надо было найти "козла отпущения" за все поражения украинской армии. Общественность требовала крови Гелетея. Вот они и получили кровь Гелетея.
— Насколько важно, кто именно займет пост министра обороны? Насколько эта должность принципиальна в нынешней киевской иерархии?
— Так или иначе, но все приказы вооруженным силам отдает министр обороны. И любой самостоятельный политический деятель на этом посту – это, по большому счету, кандидат в Бонапарты, потому что, несмотря на все поражения, вооруженные силы остаются наиболее боеспособной частью украинских вооруженных формирований. Поэтому, безусловно, на эту должность для Порошенко идеален полностью подконтрольный человек. Пусть у него не будет военных талантов, но зато он будет лоялен своему руководителю.
Вот уже и третий лишний. Тенюх. Коваль. Гелетей. И, наверное, не так важно, кто станет следующим. В обойме Киева сейчас нет ни полководцев, ни стратегов. Ни закона о медицинском освидетельствовании. Хотя после Гелетея его неплохо было бы принять. Но, судя по уровню умозаключений вчерашних революционеров, строгая медкомиссия способна выкосить власть даже сильнее пресловутой люстрации.