Автор Олег Обухов
Украина. В последние годы политики там работали в режиме пожарной команды. Брать взаймы по максимуму и под любые проценты. А как и кто будет отдавать, их беспокоило мало. В результате страна перед угрозой дефолта. Спасение — кредит Международного валютного фонда. И вряд ли эксперты МВФ позволят воровать им дальше. Скорее, придется начать нещадную борьбу с коррупцией.
МВФ готов рефинансировать долги Украины. Но это не означает, что полученные от международного кредитора деньги можно будет пустить на ветер. Фонд будет требовать проведения структурных реформ. Правда, в этом есть другая сторона медали — массовая безработица и резкое снижение социальных обязательств со стороны государства. Для граждан такие реформы могут оказаться болезненными. Одна из составляющих грядущих реформ, по мнению президента Украины Петра Порошенко, — борьба с коррупцией. По его мнению, это главное зло отечества, с которым надо кончать. Однако дальше слов дело вряд ли пойдет, предполагает директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев:
"Мы знаем, что господин Порошенко был министром, известный олигарх, поэтому борьба с коррупцией, о которой он провозгласил, это "пчелы против меда". Это будет показуха, прежде всего, для Запада, для МВФ. С моей точки зрения, все же должно быть создано правительство национального согласия. И там не должно быть людей из старой обоймы, которые занимали высокие посты при прежних президентах, премьерах. Но, в принципе, это маловероятно. На Украине ничего не изменится".
Киев может пойти и по другому пути — европейскому. В западной практике принято разделять два понятия, говорят специалисты: политика и ее реализация. С этой точки зрения, объявив о борьбе с коррупцией, достаточно каждый год увеличивать число наказанных этим законом, например, в два раза. Звучит эффектно, однако реально это может выглядеть иначе, говорит профессор Высшей школы экономики Иван Родионов:
"Скажем, с этого года будет арестован один человек, в следующем — два, через два года — четыре, потом восемь и так далее. При этом, понятно, что формально Украина в два раза увеличила эффективность своих действий по борьбе с коррупцией. Но мы понимаем, что арест 15 человек проблему совершенно не решает. Но, тем не менее, западный менталитет говорит, что это нормально. Потому что Украина приняла правильное решение и движется в правильном направлении с хорошей динамикой. А то, что эта динамика никакой связи с реальностью не имеет, на самом деле, не считается плохим".
В мировой практике довольно часто странам приходится сталкиваться с проблемой коррупции. И многим удается ее остановить. Однако в случае с Украиной явно этого не происходит. Несмотря на наличие хороших законов и сильных ветвей власти, среди которых правительство и развитая судебная структура, реальных результатов как не было, так и нет. Может быть, и поэтому так неэффективно тратятся кредитные деньги, а порой просто исчезают. На самом деле полученные кредиты Киев должен был потратить на реструктуризацию украинской экономики, прежде всего, ее энергоемкости. Да, говорят эксперты, стоимость газа и нефти подскочила, но не настолько, чтобы все списать на рост цен. Нынешние власти просто проигнорировали условия МВФ — снижение энергопотребления и структурные реформы. Деньги, проще говоря, проели. И в итоге кредиты остались, а для оздоровления экономики ничего не сделано.
Пока, как показывает украинская практика, особых перемен в лучшую сторону ждать не приходится. В ближайшей перспективе реальному сектору экономики, откровенно говоря, не позавидуешь. О мерах, которые помогут Украине в развитии, говорит директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев:
"Будут расти политические риски, потому что очень серьезная криминальная обстановка. Но дефолт Украине не грозит. Потому что, с моей точки зрения, МВФ даст денег, и Украина сможет рефинансировать долги. Надо договариваться политически с Россией, чтобы иметь более дешевые энергоносители, частично финансировать дефицит бюджета за счет российских денег, что в принципе было сделано в декабре 2013 года, когда Путин и Янукович подписали соответствующие экономические соглашения".
И, как не покажется странным, продолжает эксперт, стоит пойти на частичную приватизацию активов в пользу российских компаний. Результат — новые заказы и развитие реального сектора экономики. Почему Россия? Потому что Евросоюз в сильной промышленности Украины не заинтересован.