Автор Ольга Соломатина
Классические партии Старого Света скоро потеснят ультраправые и экзотические объединения. Им бросают вызов "пираты", "зеленые" и "дарт-вейдеры". На фоне экономического кризиса происходит и общий политический кризис европейской партийной системы. Интерес подогревают экстравагантными названиями новых объединений и не менее экстравагантными идеями: британские партии – "Страсть к собственности" или "Ни один кандидат не достоин моего голоса", украинская "Интернет-партия", по спискам которой на выборы идут 16 "дарт-вейдеров" и другие "партии любителей партий".
Новые европейские партии и их лозунги, мягко говоря, дают повод призадуматься. Одни ратуют за отделение своего региона от страны, другие и вовсе — за выход из ЕС. "Национальный фронт" во Франции, "Партия свободы" в Нидерландах и "Партия независимости Соединённого Королевства" выступают против иммиграции из неевропейских стран и за отмену евро. Традиционные партии Европы строились вокруг классических идеологий. У социал-демократов – это социальная идея, у консерваторов – идея традиций, у либералов — прав человека. Сегодня же все больше партий берут на вооружение совершенно новые и, на первый взгляд, несбыточные идеи. Но они, как ни странно, пользуются поддержкой.
Нетрадиционные для политического спектра движения появлялись в Европе еще в 70-е годы. К примеру, знаменитая партия "зеленых". Более поздние случаи — это регионалистские партии, типа шотландской или каталонской. Появление новых партий вполне закономерно, считает заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов:
"В условиях постмодерна Европы произошла коренная смена политической парадигмы. И появились эти мелкие партии, не просто популистские, а антиевропейские, евроскептиков. Партии нацелены на вопрос одной повестки дня. Это связано с углублением глобального экономического кризиса и его воздействия на Европу. Многие регионы полагают, что выделение будет служить экономическому процветанию их групп и регионов. Та же Каталония могла бы выйти на самые передовые позиции в Евросоюзе".
Национальное государство находится в некоем кризисе. И это связано и с развитием интеграционных процессов, и с тем, что традиционный партийный истеблишмент большинства европейских стран еще не пришел в себя после краха биполярной системы, говорит эксперт МГИМО МИД России Александр Тэвдой-Бурмули:
"Левые потеряли некий смысл своего существования, поскольку исчез Советский Союз, правые потеряли противников по той же самой причине. И на этой волне в политику идут совершенно новые партии".
Многим европейцам надоел диктат Брюсселя, его мелочная регламентация всех и всего, вплоть до пресловутой кривизны, говорит политолог Константин Воронов:
"Даже советскому госплану не снилась такая регламентация всех сторон и аспектов хозяйственной действительности! Она вызывает раздражение, и на этом спекулирует целый спектр евроскептиков".
Партии евроскептиков часто ссылаются на опыт процветающих стран, которые не входят в ЕС – Швейцария, Норвегия, Исландия и другие. Лидеры новых партий упрекают Брюссель в неспособности решать проблемы открытых границ и наплыва мигрантов. Появлению оппозиционно настроенных европейских партий во многом способствовал и кризис зоны евро. Все это находит отражение в партийной системе, которая также претерпевает глубокие изменения, трансформируется и мутирует до неузнаваемости.