Автор Михаил Шейнкман
Без году неделя генсек НАТО Йенс Столтенберг уже в первой своей командировке дал понять "ястребам", что им точно не придется жалеть об отставке Фог Расмуссена. По крайней мере, на посту генерального секретаря альянса новичок только выглядит иначе, а звучит примерно так же. Может быть, в его риторике чуть меньше ненависти и хамства непосредственно по отношению к России. Но, во-первых, не все сразу. А, во-вторых, у него есть главное: он уже довел себя до нужных боевых кондиций. Потому и отправился сразу в Польшу, чтобы именно здесь, где Запад собирается организовать что-то вроде главной ставки своего восточного фронта, произнести фразу, которую, возможно, Столтенбергу будут помнить даже после отставки.
Отвечая на вопрос о перспективах создания сил быстрого реагирования НАТО, он объявил, что Североатлантический блок и так достаточно силен, чтобы использовать свои войска повсеместно. Буквально это прозвучало так: "у НАТО и без того мощная армия. Мы можем разместить ее, где бы мы ни захотели". Сильно. Даже Обама бывает скромнее. Не говоря уж о том, что о такой вольности по отношению к географии и прочим суверенитетам в их среде как-то не принято говорить вслух. Это же военная тайна. Видимо, генсека еще не успели посвятить во все тонкости политики расширения. Хотя не исключено, от него это была всего лишь фигура речи. Гипербола, которую иной раз для того и используют, чтобы усилить абсурд происходящего. Если же он на самом деле думает, что НАТО любое море по колено и любые горы по плечу, то с таким генсеком альянс точно может слишком далеко зайти.
Впрочем, сам Столтенберг пока делает всего лишь первые шаги. Поэтому едва ли его стоит судить строго. В состоянии головокружения от собственного карьерного успеха еще не то наговоришь. Будь Столтенберг покритичней и повнимательней, наверняка сумел бы дать более справедливую оценку натовскому потенциалу. Блок действительно может объявиться где угодно. Но опыт показывает, что всякий раз только для того, чтобы превратить кого угодно во что попало. Самому Столтенбергу хватило всего лишь недели, чтобы превратиться в настоящего генсека НАТО.
Вопрос директору "Евразийского коммуникационного центра" Алексею Пилько.
— На Ваш взгляд, Столтенберг на самом деле думает, что НАТО может использовать свою армию везде? Или он таким образом самоутверждается?
— Столтенберг – это чиновник. Международный чиновник высокого уровня. Однако он не определяет политику НАТО, он ее исполняет. Поэтому, если страны-члены НАТО решат, что им можно использовать свои вооруженные силы везде, они могут это сделать. Тем более, что они это уже неоднократно делали. НАТО проводило военную операцию на Балканах. НАТО участвовало в операции в Афганистане. Поэтому слова Столтенберга отражают действительность. НАТО готово к использованию своих вооруженных сил за рубежом, за пределами стран-членов НАТО.
— При этом Столтенберг в очередной раз заявил о том, что он не исключает каких-то новых отношений с Россией. Но отношений с позиции силы.
— Это абсолютно не новая, стандартная политика НАТО. Когда-то это давление проявлялось в мягкой форме. Например, в нулевые и в девяностые годы. А когда-то, во время "холодной войны", в жесткой форме. НАТО было создано для сдерживания России или ранее Советского Союза. И, несмотря на все попытки играть какую-то новую роль, ничего нового не нашло и вернулось к своей обычной функции – к сдерживанию России. И будет этим заниматься. А что касается возможного размещения войск НАТО в зарубежных странах, я не исключаю, что при определенных обстоятельствах войска НАТО могут оказаться не только в Прибалтике, Болгарии или Польше, но и на Украине.
Вряд ли именно о такой карьере своего родного брата мечтала старшая сестра Камилла, когда в семидесятых брала его с собой на митинги и акции марксистов. Тем более что Йенс демонстрировал задатки пацифиста и в более зрелом возрасте, когда выступал за выход Норвегии из НАТО. Было это, впрочем, еще в прошлом веке. Любопытно, отговаривала ли сейчас сестрица Камиллушка братца Йенсушку утолить жажду власти постом генсека, но превращение у него получилось, как по мотивам русской сказки. Во-первых, быстро. Во-вторых, до того, как возглавить альянс, экс-премьер Норвегии тоже выглядел вполне приличным человеком.