Автор Михаил Шейнкман
Если исходить из географических познаний представителя Госдепа Джен Псаки, можно сказать, что Россия даже прикаспийский саммит решила провести в непосредственной близости от Украины. Не важно, что от границы те же 700 верст. Все равно это специально, чтобы вызвать и у Киева, и у самого Вашингтона комплекс неполноценности. Других же задач у Кремля нет. Поэтому и собрал в Астрахани тех, кто уверен в себе и кому энергетический кризис точно не грозит.
Президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркмении – "Каспийская пятерка". Или, как их еще называют – "КасПЕК". Но в Астрахани совсем не потому, что по соседству полигон Ашулук, ракетные учения на котором не так давно до смерти перепугали бедняжку Псаки. А потому, что Волга впадает в Каспийское море. Причем, именно здесь. Независимо от чьих-то потусторонних желаний переписать не только историю, но и географию. Собственно, потому и собираются президенты в четвертый раз, что сами с ней пока, как следует, разобраться не могут.
Когда история СССР прервалась, и с географией появились неопределенности. Хорошо было раскладывать море на двоих. Но, как оказалось, на пять оно не делится. К тому же некоторым для собственного удобства выгодней стало видеть в нем и не море вовсе, а озеро. Так и живем более двадцати лет без правового статуса Каспия. Хотя так близко, как на саммите в Астрахани к нему еще не подбирались. Его возможным итогом заблаговременно объявили политическое заявление лидеров, которое станет основой будущей Конвенции. Из ее ключевых положений – делимитация акватории с делением на зону государственного суверенитета и зону рыболовства, каждая из которых протяженностью 25 морских миль, а также запрет присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав.
Наверное, не надо уточнять, какая из них подразумевается, прежде всего. США – это, пожалуй, главный лоббист прикаспийских разногласий. Пока они сохраняются, у Вашингтона всегда есть возможность играть на противоречиях. Для него Каспий – это объект повышенного геополитического спроса. Причем, в качестве плацдарма регион интересует Штаты даже больше, чем как кладовая углеводородов. Они – лишь экономическое обоснование экспансии в эту географию. Каждая из стран пятерки придерживается независимого и сугубо национального подхода. Однако известно, как американцы могут использовать государственный эгоизм. Пока море не имеет статуса, оно открыто для предложений, от которых может быть трудно отказаться. Даже если это – предложения, неприличные по отношению к соседу по акватории.
Несколько лет назад, например, ходили разговоры о том, что США не прочь использовать Азербайджан в операциях против Ирана. Так совпало, что именно тогда обострились территориальные споры между Баку и Тегераном. В двух столицах в итоге сумели охладить свой пыл и отказались от воинствующей риторики. Однако, "лисички взяли спички, к морю синему пошли". Хитрости американцам не занимать. И спичек тоже.
Продолжит эксперт по странам Каспийского бассейна Андрей Грозин.
— После распада СССР прикаспийские государства уже как-то приноровились обходиться без статуса. Может быть, он им не так уже и нужен?
— В некотором смысле, они действительно смогли наладить нефтедобычу, разведку, логистику и все остальное. Но на самом деле существует куча тормозов. И они не дают развиваться той же нефтедобыче, военному строительству, обустройству экологии и так далее. Сегодняшнее мероприятие как раз и ориентировано на то, чтобы по возможности, если не снять барьеры, то, по крайней мере, их серьезно снизить.
— Политическое заявление впервые закладывает основы новой Конвенции по статусу Каспия. Ее действительно могут подписать на следующем саммите в Казахстане, как Вы считаете?
— Я думаю, что могут. До бесконечности ситуация вокруг неопределенного юридического статуса такого гигантского водного бассейна не может продолжаться. Эта ситуация, как зубная боль. Она может тянуться какое-то неопределенное время до тех пор, пока не вмешается серьезный специалист. Я думаю, что сегодняшний саммит, скорее, все-таки направлен на анестезию. На то, чтобы подготовить путь к тому, чтобы решить проблему.
Несмотря на продолжительную неопределенность, нельзя сказать, чтобы отношения внутри пятерки были на взводе. Случались, конечно, инциденты. Скажем, борьба с Азербайджаном за спорные участки шельфа пару лет назад заставила президента Туркмении Бердымухаммедова обзавестись собственным военно-морским флотом. Но и тогда разошлись мирно. Уравновешенность и все-таки добрососедство остаются, пожалуй, самыми главными прикаспийскими качествами. Именно на них и держится морской паритет. Ему бы официальный статус, и тогда это было бы море на полноценную "пятерку". Сегодня с набережной Волги президенты намеревались отправить в большое плавание мальков осетра. Это значит, что у астраханского саммита в любом случае продолжение будет.