Автор Мария Балабина
ЛИЧНОСТЬ И БИОГРАФИЯ
"Бледный, длиннолицый, хмурый человек с высоким покатым лбом и беспокойным взглядом" зимой 1917 года сошел с английского крейсера "Королева Мария" в Мурманске. Среди его грандиозных планов было убийство Владимира Ленина.
Сидней, он же Зигмунд, он же Георгий. В истории одного из самых знаменитых британских шпионов Сиднея Рейли больше темных пятен, чем известных фактов. Его биография настолько запутанна, что этот персонаж кажется только плодом чьего-то воображения. Но дела его совершенно реальны.
В 1925 на Лубянке оказался подданный Великобритании, который участвовал в заговоре против Советской власти, так называемом "Заговоре послов". Эта единственная ошибка была первой и последней в блестящей карьере шпиона Сиднея Рейли.
Но до того, как стать шпионом и британцем, Сидней, которого родители назвали то ли Георгием, то ли Соломоном, вел вполне добропорядочную жизнь. Сам он рассказывал, что родился в Ирландии. Правда, иногда проскакивали признания и о том, что жизнь его началась в России, в 1872 году. Тогда он утверждал, что его родители дворяне.
Но исследователи в этом сомневаются. Говорят, что будущего великого шпиона воспитывали Григорий и Софья Розенблюм, и жили они в Херсонской губернии. Когда их сыну исполнилось 20, он разорвал отношения с семьей и уплыл в Южную Америку, где стал называться Педро. Сам Рейли объяснял свой внезапный отъезд семейным скандалом. И это вполне может оказаться правдой.
Одна из многочисленных версий биографии Рейли говорит, что мальчик по имени Шломо или Соломон был внебрачным сыном Михаила Розенблюма, который доверил воспитание ребенка своему двоюродному брату Григорию и его жене. Соломон, который не догадывался о тайнах своей семьи, рос тихим мальчиком, проводил много времени за учебой и был очень близок с матерью, Софьей Рубиновной. Когда она умерла, Соломон был убит горем. А тут на него еще и обрушилось известие о том, что родился он совсем в другой семье. Наверное, именно в этот момент и появился Сидней Рейли с холодным сердцем и расчетливым умом. Рассказывает биограф Сиднея Рейли Дмитрий Белановский:
"Он думал, что вырос в дворянской семье, а тут оказывается, что он вовсе не дворянин, а еврей. И в этом состояла такая душевная коллизия. Все последующие события, которые с ним происходят, это попытка доказать, что он супермен. С 1905 по 1914 год он прожил в России. В самом начале 900-х годов он занимался махинациями в Порт-Артуре, и существует предположение о том, что он выдал японцам секреты Порт-Артура. Он вращался в самых высокопоставленных кругах чиновников, среди русских коммерсантов, авантюристов – в этой среде он чувствовал себя, как рыба в воде".
Судя по всему, Рейли чувствовал себя уверенно и в других кругах общества. Некоторые и вовсе называют его жуликом, который, благодаря своей необычайной харизме, смог втереться в доверие к вершителям истории. Об этом рассказывает историк советской разведки Александр Колпакиди:
"Не гнушался ничем, вплоть до убийств. Он был агентом Скотланд-Ярда. В английской разведке он служил немного. Большую часть жизни прослужил стукачом на службе у лондонской полиции. В этом качестве он совершал разные неблаговидные поступки. Он был внедрен в круги русских анархистов. Там убил курьера, который перевозил деньги. Это был человек потрясающе жестокий, не останавливающийся ни перед чем, когда ему нужны были деньги. Он в английской разведке прослужил в общей сложности полтора года. Произвел большое впечатление. В разведке, в отличие от фильмов, служат люди достаточно скромные, тихие. Он же попал туда, и там произвел впечатление, оказавшись человеком совершенно иного типа – хвастуном, болтуном. Но при этом был крайне обаятелен, как всякий жулик. Такой человек из общества, несущий себя как подарок человечеству. Авантюрист редчайший. Есть легенда, что он во время Первой мировой войны был в Германии, выкрал там какие-то документы. В России он бывал очень часто, еще в конце 19 века. Главная его поездка – когда он в начале 18 года прибыл через Мурманск, Архангельск в Петербург, Москву. Здесь он попытался свергнуть правительство".
Впрочем, многие исследователи сомневаются, что такой импульсивный и вспыльчивый человек, который, к тому же, не обладал никакими талантами, смог бы добиться таких высот. Писатель, историк спецслужб, вице-президент Ассоциации ветеранов спецслужб "Беркут" Валерий Малеваный рассказывает совсем другую историю жизни британского агента:
"Рейли — непростая фигура. Настоящая фамилия его Эдельштейн. Рейли – по жене. Он женился на англичанке. Сам он одессит, еврей. Бедная еврейская семья. Но по своему взлету… В 1904 году он пришел в МИ6 обычным сержантом и дослужился до лейтенанта. Это большой пост. Тем более он стал куратором российской партии. Это очень большая величина".
Каким бы ни был Сидней Рейли в детстве и юности, какой бы ни была его история, точно известно одно – что он все же стал агентом британской разведки и блестяще проявил себя на этом посту. Говорят, что у него всегда наготове был десяток разных паспортов, а свои имена и легенды он менял легко и непринужденно. То он путешествует в роли повара с экспедицией в дебрях Амазонки. То под видом лесоторговца крадет военные секреты Порт-Артура.
А в 1912 году получает доступ к российским военным тайнам уже официально: как работник военно-морского концерна в Петербурге. Удивительно, как один человек мог столько всего успеть за свою жизнь. Говорит Александр Колпакиди:
"Это международный человек-загадка. Он оказался замешан в массе крупных авантюр. Редко когда человек лезет в такое количество авантюр, а он оказался замешан в огромном количестве. Кроме того, его личная жизнь, безумное количество жен… Последняя жена была моложе его лет на 20, популярная актриса, красавица, которая не верила в его гибель. Кстати, никто не верил, что он погиб, все думали, что он жив, его видели в разных странах. Типа Элвиса Пресли. Люди видели то, что хотели видеть. Не верили, что такой крупный авантюрист может так дешево вляпаться".
Всех этих авантюр и денег, заработанных кражами и шпионажем, великому махинатору было мало. Сидней Рейли, который преклонялся перед Наполеоном, говорил: "Если лейтенант-корсиканец сумел уничтожить следы Французской революции, то и британский агент Рейли "с такими возможностями, какими он располагает, сумеет оказаться хозяином Москвы".
Возможностей стало еще больше, когда британские дипломаты сделали ставку на Рейли в антисоветском заговоре. Ему предстояло проникнуть в круги "красной" элиты и организовать бунт среди недовольных советским строем. Британский агент оказался в самом водовороте событий, рассказывает писатель-историк спецслужб Валерий Малеваный:
"Рейли, вся его фигура, это борьба МИ6 с советскими спецслужбами. В 1918 году, когда была организована ВЧК, знаменитый был заговор послов, когда послы Америки, Англии, Франции и Германии решили свергнуть власть Ленина, как человека Рокфеллера, и посадить представителя банка Ротшильда – Троцкого. Этот заговор послов привел к тому, что Рейли еле унес ноги из английского посольства. А именно он сопровождал тогда английского посла и – неслыханное дело – в 18 году, после эсеровского мятежа, вдруг арестовывают дипломатов. В это же время именно Рейли по заданию МИ6 подготовил убийство германского посла, чтобы Советская Россия продолжала войну".
А начинался этот заговор с полной уверенности участников Антанты в том, что совсем скоро они будут по кусочкам делить Россию. Английский дипломат Локкарт собрал команду проверенных людей, среди которых оказался и Рейли. Заговорщики создали широкую агентурную сеть, и, казалось, продумали все детали. Но все же просчитались.
ДЕЛО ЛОККАРТА
В 1918 году дипломаты из Великобритании, Франции и США собрались, чтобы обсудить ситуацию в России. Большевики у власти их не устраивали, и с этим нужно было что-то делать. Слово взял глава британской миссии Роберт Гамильтон Брюс Локкарт:
"Задача настоящего момента – свергнуть Советскую власть всюду: как здесь, в Москве, так и на окраинах. Внутри страны мы опираемся на партии кадетов, эсеров, меньшевиков, на белое движение. Но все они без нашей помощи извне победы не принесут. Решающим является осуществление координированного плана совместных действий. Соединенная англо-американская эскадра в Архангельске и Мурманске, американские и японские войска на Дальнем Востоке с ударной армией Колчака, с юга – атаман Краснов и добровольческая армия. Что же касается наших действий в Москве, то я прошу положиться на мой опыт. В июле текущего года на пятом съезде Советов большевики намерены провозгласить новую конституцию своей федерации. А мы намерены в это время свергнуть Советскую власть. Господа, я гарантирую представителям Антанты успех нашей исторической миссии".
Договориться с Советской властью они не пытались. Если еще несколько месяцев назад дипломаты могли на что-то рассчитывать, а Советское правительство пыталось балансировать между Антантой и Германией, то теперь было очевидно – сговариваться с Британией, Францией и США "красное" правительство не будет. Рассказывает писатель, историк Валерий Шамбаров:
"Потому что когда они высадились в Мурманске.. потом летом уже стали прибирать к рукам другие области. Начали поддерживать чехов в Сибири. И Ленин стал склоняться в сторону Германии. Тем более он рассчитывал, что Германия проиграет, и тогда можно будет отказаться от обязательств перед ней. Естественно, державы Антанты, их спецслужбы, совершенно не устраивало то, что Советская Россия будет идти на поводу у Германии. В августе завершались переговоры Брест-2, там шли на новые уступки, выплачивалось золото, шла договоренность о совместных операциях Красной армии и немцев против Антанты. Организовали заговор, цель – устранить Ленина. Но не свержение правительства большевиков, потому что оно устраивало Антанту. Цель – заменить Ленина, наиболее очевидной кандидатурой был Троцкий".
Дело доверили дипломатам из трех стран. Это посол США Дэвид Фрэнсис, Франции Жозеф Нуланс и сам Локкарт. Помогала им целая сеть шпионов, среди которых были легендарный британский агент Сидней Рейли, военный атташе в России Фрэнсис Кроми и американский бизнесмен Ксенофонт Каламатиано. Кстати пришлась и кандидатура Льва Троцкого, которого освободили из французской тюрьмы в 17 году. Он казался заговорщикам весьма удобным человеком – поставив его во главе Советского Союза, Запад получил бы марионеточную власть, и быстро разделил бы Россию на части, считает писатель-историк спецслужб вице-президент Ассоциации ветеранов спецслужб "Беркут" Валерий Малеваный:
"Лондон тогда проводил политику отторжения Сибири, Дальнего Востока. То есть, им надо было расчленить Российскую Федерацию. Крепнущая Советская власть была Англии ни к чему. То, что Троцкий пришел к власти в 24-м году, дало возможность Англии получить доступ к остаткам золотого запаса – а это 220 тонн золота. Английская разведка, тот же Рейли, который курировал Троцкого, практически взяли и заключили через Швецию и Америку договор, по которому должны были поставляться паровозы в Россию. И Троцкий вывез это золото. Это борьба стратегических спецслужб в Америке, Лондоне – чья партия займет кремлевский пост. Ячейки партии Троцкого были буквально в каждой стране. Финансирование шло из Лондона – это было практически финансирование английскими спецслужбами".
Дипломаты решили развалить Советскую власть изнутри, используя для этого ее собственные противоречия. Тогда в Москве оставались латышские стрелковые части, которые охраняли Кремль. Именно они стали целью Локкарта и его соратников. К тому же, иностранцам стало известно, что далеко не все латвийцы поддерживали новое правительство. Решено было организовать мятеж. Помочь в этом должен был командир 1-го стрелкового дивизиона Эдуард Берзинь. Во всяком случае, так думали дипломаты. Он согласился на их условия – сократить военным довольствие и не давать зарплату, обвиняя во всем правительство. Это должно было вызвать недовольство властью и бунт, ради которого все и затевалось.
Но заговорщики еще не знали, что в этот момент начался их путь к провалу. Берзинь согласовывал каждый свой шаг с председателем ВЧК Феликсом Дзержинским и сообщал ему о действиях послов. Решено было сделать вид, что бунт действительно готовится, и военные готовы на сделку. Только при таком условии шпионы могли раскрыть все детали своего плана. Главной действующей силой должны были стать стрелки, которые охраняли Большой театр – именно там планировался съезд большевиков. Об этом Берзиню рассказал Сидней Рейли:
"По моему сигналу вы повернете дула винтовок и пулеметов и возьмете на мушку зал. Все правительство мы расстреляем здесь же, на месте. От большевизма их вылечит только пуля. Когда мы отрубим революции голову, остальные будут потрясены, растеряются, их сопротивление станет ничтожным. В тот же день наши отряды захватят Кремль, государственный банк, телеграф, телефонную станцию. Одновременно поднимется Петроград и другие города. Советская власть будет свергнута за одни сутки".
Все это сразу стало известно в ЧК. Уже 1 сентября 1918 года Локкарта арестовали. Раскрыли и группу бизнесмена Каламатиано. Он успел собрать довольно большую агентурную сеть. Настолько большую, что ее стало просто сложно контролировать. Но все же какое-то время ему удавалось шпионить за советскими войсками. Для этого он использовал специальный шифр: номера войск обозначал как количество пудов сахара, а настроения военных в донесениях становилось положением в сахарной промышленности. Всю информацию он хранил в полом набалдашнике своей трости, с которой никогда не оставался, рассказывает историк Олег Столяров:
"Американский разведчик Каламатиано считал ее самым совершенным тайником. В этой трости он хранил явки, подпольные адреса – и трость завинчивалась. Но дело в том, что он просчитался. Эта трость явилась неопровержимым доказательством его причастности к заговору".
Каламатиано приговорили к расстрелу, но позже эту меру заменили на 20 лет тюрьмы, а вскоре и вовсе выслали из страны. Смертный приговор вынесли всего нескольким участникам заговора, в том числе Рейли и Локкарту. Но и им удалось уехать из России живыми и невредимыми. О том, почему за таким громким делом последовал такой относительно мягкий приговор, рассказал историк Валерий Шамбаров:
"Дело о заговоре Локкарта и покушении на Ленина вел один и тот же следователь – Кингисепп. Это была креатура Свердлова, который работал в тесной связке с Троцким. Это была пробританская, проамериканская партия. Когда произошло покушение на Ленина, Свердлов перехватил все рычаги управления. Джержинского отправили в отпуск, дело ЧК возглавил ставленник Свердлова. Дело о покушении было отделено от заговора Локкарта, хотя были данные, что это взаимосвязано. Дело о покушении свалили на одиночку Каплан, придумали ей связь с эсерами. Есть данные, что ее задержали случайно. А дело о заговоре тянулось. Арестованных было много. Был объявлен красный террор, вообще без вины расстреливали. Но это дело было исключением. Многих отпустили за недостаточностью улик. Локкарта и Гринара обменяли. На суде приговорили к смерти только уже сбежавших – заочно – Рейли, Локкарта, Гринара. Остальным: некоторым вынесли смертные приговоры, заключения, кого-то освободили из зала суда, смертные приговоры не привели в исполнение".
Впрочем, некоторых заговорщиков наказание все же настигло. Кто-то из пособников умер в тюрьме от туберкулеза, кого-то расстреляли. Из шпионской верхушки попался только Сидней Рейли. Для этого чекисты организовали спецоперацию "Трест". Так назвали фальшивую антисоветскую группировку, которая начала сотрудничать с Рейли. Для того, чтобы войти в контакт с "трестовиками", легендарный шпион прибыл в Москву. Чекисты просчитали его на несколько шагов вперед, рассказывает писатель-историк спецслужб Валерий Малеваный:
"Есть такие спецоперации, где тебя специально выводят. Ведь он был куратором Троцкого, все это знали. Это спецоперация, которая была нужна, чтобы бороться с Троцким. Ведь Троцкий почти курировал ГРУ – военную разведку. Генштаб, Красная армия – все его люди. После смерти Фрунзе он занял пост главнокомандующего. Он хотел объединить в своих руках всю власть. Троцкому помогал Рейли. Надо было как-то Рейли вывести из тени, чтобы он не привозил деньги, оружие. И для этого сделали эту спецоперацию".
В Москве Рейли вскоре арестовали и расстреляли – то ли на Лубянке, то ли где-то в подмосковном лесу. Советская Россия сохранила свою власть. А Запад на время расстался с планами разрушить пугающее их "красное" правительство изнутри. Концепция изменилась – страну предлагали просто изолировать. Об этом уже в 1919 году говорил премьер-министр Франции Жорж Клемансо: "Мы желаем поставить вокруг большевизма железный занавес, который помешает ему разрушить цивилизованную Европу".
Позже, в 1946, об этом говорил Уинстон Черчилль. Именно после его речи это название прочно вошло в обиход. Но после разрыва отношений надобность в шпионах не отпала. А даже совсем наоборот – нужно же было как-то узнавать, что происходит в закрытой стране, которая занимает большую часть суши и имеет собственное ядерное оружие. Правда, и после того, как железный занавес пал, иностранные агенты никуда не делись. А недавние разоблачения борцов за справедливость говорят о том, что все следят за всеми. Правда, даже с развитием технологий методы остаются прежними – некоторым позавидовал бы даже Каламатиано с его тростью.
Использованы материалы сайта "Военная литература" и выдержки из фильмов "Вихри враждебные" и "Заговор послов".