Автор Павел Иванов
Ничто не ново под Луной. В Комитете избирателей Украины считают, что во время досрочных парламентских выборов в октябре нынешнего года кандидаты в депутаты Верховной рады не будут чураться подкупа избирателей. В каждом из мажоритарных округов на прямой и завуалированный подкуп кандидаты планируют потратить от 1 до 3 млн долларов.
Видимо, не случайно появилась информация о планах по повышению стоимости проезда в киевском метро аж в полтора раза. Чем не косвенное, причем обязательное, участие жителей столицы в избирательной кампании? Так сказать, в формировании финансовой базы выборов. Из этой корзинки влиятельные кандидаты вполне благополучно могут взять деньжат, чтобы задобрить тех, на кого они рассчитывают в день голосования.
Да есть и другие способы финансирования предвыборной кампании – повышение и без того растущих цен на свет, воду, хлеб и любой другой продукт массового потребления. Здесь особой фантазии не требуется. А политическая воля, судя по всему, есть. И это, не говоря о теневых фондах кандидатов. Любопытно только, как подкуп избирателей сопрягается с лозунгами о том, что участие в выборах – священная обязанность каждого украинца, который стал или станет жертвой "циничной и вероломной" агрессии России. Похоже, нынешний истеблишмент не очень-то и уверен в своих подопечных. В том, что они придут на избирательные участки и правильно проголосуют.
Любопытно и то, что банальный механизм подкупа избирателей на Украине известен до боли. Еще пару лет назад в незалежной разразился скандал, связанный с вручением продуктовых пакетов на избирательном участке с логотипом партии "Батькивщина". При ближайшем рассмотрении оказалось, что туда положены чай, сахар и гречка. Так сказать, набор украинского джентльмена. Да уж, недорого "свидомые" политики оценивают своих избирателей.
В этот раз, считают в Комитете избирателей, среди форм подкупа могут быть проведение ремонта дорог, домов, предоставление бесплатных путевок, подарков, организация медицинских осмотров, помощь пострадавшим в силовой операции. Вообще, военная тематика наверняка станет ключевым трендом кампании. Дескать, мы поможем "благородным и мужественным украинским воинам", пострадавшим за святую Родину, которая решила на майдане, наконец, очиститься от влияния "проклятой" Москвы, пут олигархии и продажного чиновничества.
Впрочем, как это не раз бывало, кандидаты могут и не сдержать свои обещания. Тут главное — пообещать, причем как можно больше. Верить же нынешним украинским политикам, конечно, как минимум неосмотрительно. Но для этого общество должно находиться в состоянии взвешенности и спокойствия, чего про нынешнюю Украину, увы, не скажешь. Так что все говорит о том, что в новую Раду "заедут", прежде всего, те, у кого есть деньги. То есть олигархи, бывшие и действующие чиновники и их многочисленные политические протеже рангом пониже, с кем на словах громогласно боролись лидеры евромайдана. Что и говорить, почтенная публика, готовая потратить миллионы не на поддержку падающей экономики и социальные проекты, а на покупку мест в парламенте.