Автор Диана Горшечникова
Восемнадцатый век для России был ознаменован культурой Нового времени. Значительное влияние на изменения в образовании, искусстве, литературе, языке оказала французская культура. Вместе с тем, изменения коснулись и государственных преобразований.
Фундаментом европейских новшеств в царской России послужили петровские реформы. Позднее особо притягательной для русского сознания явилась Франция. Законодательница моды и живого языка, она привлекала внимание императорского двора на протяжении почти столетия. Влияние французского просвещения, прежде всего, поразило верхи российского общества. Стало модным быть масонами, обязательным было изучение французского языка и знание французской литературы, говорит российский историк, декан факультета истории Высшей школы экономики Александр Каменский:
"В середине 18-го века, в 40-е — 50-е годы, начинается эпоха французского просвещения. Начинает формироваться русский императорский двор и в качестве образца ему, безусловно, служит французский двор, который был самым роскошным двором Европы этого времени. Возникает мода на французскую культуру в целом, на все французское: начинают учить активно французский язык, начинают приглашать французских учителей и гувернеров. В это время благодаря петровским реформам заново формируется русская национальная культура. Поскольку эти два процесса совпадают, то естественно вполне, что именно Франция и французская культура оказывают в это время самое большое влияние".
Идеи "просвещенного абсолютизма" были разработаны в сочинениях Вальтера, Монтескье, Дидро, Руссо, Даламбера. Их основной идеей была критика уходящего феодального общества со всеми его недостатками. Они отстаивали мысль, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековых форм взаимоотношений. Вместе с тем, французское просвещение имело политический подтекст, говорит главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Петр Черкасов:
"Сама Екатерина вела переписку с французскими философами, даже отчасти содержала некоторых из них, предоставляя им пенсии, пансионы, как называлось. Она это делала не только из любопытства и просвещенности, но и из политических соображений, потому что французские философы были в числе ее самых горячих сторонников во Франции при Версальском дворе, поскольку официальная политика Франции в отношении России была очень жесткой и недружественной. Там преобладали, можно сказать, русофобские настроения, а вот такие люди, как Вальтер, Дидро, Даламбер, они придерживались совершенно других позиций, и в этом смысле Екатерина имела союзников в лице французских философов".
В дальнейшем на российское общество оказали влияние и события Великой французской революции. Примером тому служат движение декабристов, а позднее и других российских революционеров, которые опирались на идею свободы, равенства и братства, навеянных Францией. Тем не менее, как отмечают эксперты, благодаря именно французскому просвещению Российская империя приобрела качества европейского государства.