Во Франции все помнят, как в ходе президентской кампании 2012 года Николя Саркози обещал уйти из политики, если его не выберут на второй срок. Но никто не скажет, что он уточнял, какой именно срок считать вторым. Тот, что идет сразу за первым, или тот, что после Олланда. Как бы то ни было, Саркози возвращается. Точнее, уже вернулся. В минувшую пятницу заявлением в Фейсбуке, затем, чтобы не подумали, что фейк, воскресным эфиром на одном из телеканалов.
При этом пока настоятельно рекомендует общественности считать его политические аппетиты умеренными. Ограничивает их борьбой за пост председателя "Союза в поддержку народного движения". Партия, собственно, и подарившая Франции президента Саркози, проведет внутренние выборы 29 ноября. Но анонсирует свое участие в праймериз Саркози с таким надрывом и болью за все происходящее в стране, что делает лишенными смысла рассуждения на тему "что дальше?". Все знают, дальше 2017 год. И слабый Олланд, которого, как раз, только ленивый и не критиковал. Но теперь и он в деле.
"Франция разрушается, а я должен сидеть дома и оставить свой народ?! Я не хочу делать глупые заявления и объявлять себя спасителем. Но я так же не хочу, чтобы мою страну судили. И это не просто мое желание. У меня нет выбора. Я должен вернуть своей стране то, что она дала мне", — заявил Саркози.
Сказать, что известие взорвало Францию, было бы большим преувеличением. Все-таки Саркози оставил о себе такую память, что и через два с половиной года после него более 60% не рады его возвращению. И в его партии, между прочим, тоже. Сейчас ею управляет триумвират бывших премьеров. И, как минимум, двое из них, Жюппе и Фийон, видят себя не только председателем, но и президентом. "Камбек" Саркози путает им карты. Тем паче, что "Союз" после скандала с партийной кассой, разброда и шатаний действительно нуждается в ребрендинге. Саркози отводит себе на него три месяца и уверяет, что уже знает, с чего начать. С переименования.
Партии, может быть, этого хватит, но Францию ведь не переименуешь. По крайней мере, ее это точно не спасет. А эксперты сильно сомневаются, что нынешний Саркози за два года безделья далеко ушел от себя президентского.
Между тем, до сих пор считается, что кризис Пятой республики начался именно при нем. Хотя в сражении "плохой и еще хуже" у него перед Олландом, наверное, преимущество. Унизительные 13% доверия и подавляющее большинство французов, желающих досрочной отставки.
Кажется, что с таким багажом действующий президент станет легкой добычей любого, кто бросит ему вызов. Но только не Саркози, скептически оценивают его перспективы политологи. Хотя момент для возвращения они находят подходящим. Если Олланду удалось победить под видом "антиСаркози", то почему бы и Саркози не стать "антиОлландом". Во Франции уже шутят: чтобы у экс-президента появились какие-то шансы, ему надо сменить не только название партии, но и фамилию.
Вопрос главному редактору издания "Геополитика" Леониду Савину.
— Саркози вернулся, чтобы взять реванш? Как Вы считаете, на что он может рассчитывать?
— Я думаю, что тут совпали его интересы и интересы его партнеров. Плюс к тому же правительство Олланда не справляется с ситуацией. Что касается его личных интересов. Поскольку ему грозит ряд уголовных дел, вернувшись в большую политику, он сможет обезопасить себя от судебных преследований.
- Но пока не все гарантируют его успех даже на партийных выборах. На кого он может надеяться?
— Роль зарубежных партнеров для него очень важна. Насколько они будут помогать ему финансово и организационно? Он как раз летал в Лондон накануне объявления о своем решении вернуться в большую политику. Я думаю, что Великобритания и Соединенные Штаты намерены опять использовать Саркози для отстаивания своих интересов во Франции и в целом в Европе.
— А кто во Франции может его поддержать?
— Целевая аудитория Саркози – это, естественно, либерально ориентированные граждане. Те, скажем, демократы, социал-демократы и либералы.
У Саркози вполне могут быть варианты в качестве альтернативы крайностям. С одной стороны, Олланд, дискредитированный собственной беспомощностью. С другой, крайне правый "Народный фронт" с устрашающе уверенной в себе Мари Ле Пен. В такой компании Саркози, наверное, нашел бы свою нишу. Но на нее претендуют и прочие лидеры "Союза в поддержку народного движения". Тот же экс-премьер Фийон заявил, что в случае победы экс-президента на внутренних выборах оставит партию ради сольной карьеры. А к нему, между прочим, гораздо меньше претензий, чем к его бывшему начальнику. У Саркози был только один шанс вернуть себе уважение Франции. Сдержать слово и не возвращаться в политику. Но этот шанс, похоже, он упустил.