Автор Мария Меркулова
Иностранцы жили на русской земле задолго до Петра I и Екатерины II. Европейцы торговали с русскими купцами еще в XIV-XV веках. Иностранные военные, ремесленники, дипломаты, учителя – кто-то приезжал и уезжал, а кто-то оставался.
Иностранцы в XVI-XIX веках обычно жили на Руси отдельными поселениями в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Назывались они немецкие слободы. "Немцем" же считались все, кто не говорил на русском языке, другими словами, кто был словно "немым" для окружающих. Однако иностранцы стали приезжать в русские города еще до появления немецких слобод, отмечает писатель, москвовед, культуролог Рустам Рахматуллин:
"Можно вспомнить загадочную корпорацию купцов-сурожан, то есть тех, кто вел торговлю по Дону с черноморским регионом. А Сурож — это Судак. Эти сурожане были, по всей видимости, смешанного национального состава: там могли быть и генуэзцы, и армяне. Новая волна итальянского присутствия связана с Иваном III и затем Василием III. Это были не только зодчие, строившие Кремль, но и мастера самых разных дел. Можно вспомнить, что строитель Успенского собора Аристотель Фиораванти был и денежным мастером, и инженером-фортификатором, и мостостроителем".
Василий III завел при себе почетную стражу из наемных иноземцев и отвел им слободу Наливки в Замоскворечье, между современными Полянкой и Якиманкой. Эта слобода была сожжена крымским ханом Девлетом I Гиреем во время его набега на Москву. Следующая немецкая слобода образовалась в XVI веке, продолжает Рустам Рахматуллин:
"Она была сформирована из ливонских пленных: Иван Грозный взял их в плен на Ливонском фронте. Эта слобода подверглась двум разгромам — в Опричнину и в Смутное время. Тогда иностранцы расселились по городу. А (царь) Алексей Михайлович восстановил немецкую слободу, поскольку патриарху стали поступать жалобы о том, что иностранцы в городе заводят инославные храмы и молельные дома. Та слобода, которую застал Петр I, была уже не первым вариантом компактного расселения иностранцев в городе".
В 1652 году, согласно указу Алексея Михайловича, была создана знаменитая немецкая слобода Кукуй. Стояла она на одноименном ручье, притоке Яузы в Москве. Сейчас это район улицы Радио. Там жили люди из самых разных стран, рассказывает автор книги "Путеводитель по средневековой Москве", кандидат исторических наук, доцент кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Сергей Шокарев:
"Там жили западные европейцы, католики и протестанты. Немцы, французы, голландцы, англичане, шотландцы и многие другие. В первую очередь, это были офицеры полков иноземного строя, они служили на русской службе. Были и купцы, некоторые торговые агенты надолго "оседали" в России. Были и люди свободных профессий, служители оружейной слободы, мастера, врачи царского двора. Эта немецкая слобода стала первым примером западноевропейской жизни для Петра I. Он туда ходил, общался там с иностранцами и потихонечку постигал западноевропейскую науку и культуру".
Именно тогда Петр начал интересоваться европейским укладом жизни. Плоды западного просвещения, накопленные опыт и технологии, первый российский император стал потом активно внедрять на родине. Но знаменитое "окно в Европу", как показывает история, было прорублено задолго до его правления.