Автор Михаил Шейнкман
В Польше объявили "белый танец". Хотя в свой кабинет дама может пригласить не только кавалеров, но тут главное, что делать это будет именно она. Президент Бронислав Коморовский провозгласил Эву Копач новым премьер-министром и доверил ей формирование правительства.
Этого ждали. Копач пришла на ум сразу, как только ее партийный шеф Дональд Туск согласился возглавить Евросовет. Спикер Сейма, второй человек в правящей "Гражданской платформе", Эва, пусть и не из ребра Дональда, но в отношении идеологии плоть от плоти убежденный его сторонник. В партии с 2001 года. Депутат четырех созывов, министр здравоохранения, затем первая в истории Польши женщина – маршал. Здесь так официально звучит должность председателя парламента. Иные кандидатуры даже не рассматривались.
Правительством, между прочим, уже руководила женщина. В начале 1990-х Ханна Сухоцкая чуть больше года была премьером у президента Леха Валенсы. Понятно, что при таком лидере она едва ли могла претендовать на историческую индивидуальность. Тем не менее, еще Маргарет Тэтчер застала. В отличие от нее, Эва Копач может Тэтчер стать. По крайней мере, поляки, по опросам, очень хотели бы, чтобы если уж ими и правила женщина, то непременно "железная леди". Ну, или, как минимум, своя Ангела Меркель. Говорят, энергии и решительности Копач не занимать. Однако, согласно тем же опросам, большинство сомневается, что этого ей хватит. Хорошо будет, считают скептики, если она не затеряется среди своих статусных товарок по соседству. Дамы управляют правительствами Дании, Латвии, Норвегии. В Литве она — так и вовсе президент.
В Польше конституция скроена так, что здесь совсем необязательно быть главой государства, чтобы им руководить. Однако Копач, уверяют местные эксперты, все одно — вторична. С ее появлением в кабинете будет только пол слабый, а потолок по-прежнему останется "Тусклым". С той лишь разницей, что Туск перенесет контроль на высоту своего нового положения. По крайней мере, в польской оппозиции не сомневаются в том, что новый глава Евросовета сохранит свое влияние на Копач, а значит, и на весь кабинет.
На самом деле, за все 13 лет своей политической карьеры она еще не сделала по служебной лестнице ни одного шага без Туска. И, судя по тому, где она в итоге оказалась, такая зависимость вполне должна ее устраивать. Так что, пошучивают в Варшаве, даже в белом танце, если дама приглашает, это еще не значит, что она будет вести.
Вопрос шеф-корреспонденту польской газеты "Выборча" Вацлаву Радзивиновичу:
— Как Вы считаете, Эва Копач – это именно тот премьер, который нужен Польше после Дональда Туска?
— Через год-два-три подытожим ее работу, тогда посмотрим, чего добилась, что получилось. Подождем чуть-чуть, хорошо?
— То есть, как минимум, год Вы ей даете. Почему все-таки выбор сделан в ее пользу?
— Это яркая личность. Есть в нашем народе уважение к женщине. Так что, это тоже преимущество. Это человек твердый, крепкий очень. У нее был очень печальный эпизод работы в России. Вы помните катастрофу самолета польского президента. Тела жертв из-под Смоленска привозили на опознание в Москву. Группой польских врачей руководила Эва Копач. Я помню мои разговоры с русскими специалистами, которые работали с ней здесь. Они отмечали ее высокие командирские качества. Много хорошего можно о ней сказать как о личности, как о руководителе.
— Этот печальный опыт общения с Москвой может ли наложить какой-то отпечаток на премьерскую деятельность Эвы Копач? Ведь ей, наверняка, придется учитывать российский фактор.
— Как это отразится на ее работе с российскими партнерами… Но пока такой работы не очень-то предвидится. Посмотрим.
В середине ноября в Польше муниципальные выборы. Эва Копач и вся ее "Гражданская платформа" настраиваются на решительную победу. Она им нужна для общественной легитимации, чтобы никто не говорил, будто кабинет достался премьеру по наследству. Между тем, есть большие сомнения в ее исполнительском мастерстве. Врач-педиатр по основной профессии, Копач, по сути, еще никогда предметно не занималась экономикой. А с ней сейчас в Польше совсем не все благополучно. Будь иначе, тот же Туск едва ли перебрался бы в Брюссель, став в ЕС, хоть и статусной, но всего лишь бюрократической условностью. Копач придется "расхлебывать" заваренную им кашу. Причем, в прямом смысле, если иметь в виду яблочный бунт фермеров, лишенных российского рынка. Туск этим запретным плодом уже поперхнулся. Если вспомнить библейскую тезку нового польского премьера, то и ей яблоки тоже едва ли пойдут на пользу. Тем более, если она останется верна заветам предшественника.