Автор Илья Харламов
Бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года англо-американскими ВВС стала самой жестокой и бессмысленной с военной точки зрения акцией союзников во время Второй мировой войны. В результате серии авиаударов была разрушена большая часть города, погибли десятки тысяч мирных жителей. Одним из немногих выживших в этой бомбардировке стал писатель Курт Воннегут, впоследствии написавший роман "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей".
Нужно ли было бомбить Дрезден — до сих пор предмет горячих споров среди историков и исследователей Второй мировой войны. Англо-американские союзники согласовали с Москвой удары по Берлину и Лейпцигу, а вот Дрезден стал инициативой исключительно западных партнеров. Бомбардировки объяснялись необходимостью разрушить транспортную и промышленную инфраструктуру города, через который могли идти военные конвои Германии. Однако целый ряд экспертов считает, что Дрезден имел второстепенное значение с точки зрения боевых действий, а удары по нему носили избыточный характер.
"Если другие налеты еще можно было как-то оправдать с военной и экономической точки зрения, подрыва мощи Германии, то в отношении Дрездена таких оправданий нет. Несмотря на то, что вскоре после войны говорили о том, что в Дрездене бомбили заводы и сортировочные станции, более внимательное изучение документов показывает, что как раз заводы не пострадали, они находились к северу от городу. А на сортировочные станции было сброшено меньше бомб, чем на центр города. Поэтому акция носила явно не военно-экономический характер".
О том, что бомбардировка Дрездена имела показательный формат и была рассчитана на советское политическое и военное руководство, свидетельствует и меморандум британских ВВС, появившийся накануне драматических событий. В нем было сказано о том, что нужно продемонстрировать русским, когда они прибудут в город, на что способна королевская авиация. Мирные жители стали не более чем запланированными жертвами этой страшной мясорубки. В результате операции в городе сгорело 12 тысяч зданий, погибло более 100 тысяч человек. Потери союзников составили около 20 самолетов и 100 летчиков убитыми, пленными и пропавшими без вести. Писатель и публицист Константин Залесский обратил внимание на то, что бомбардировка Дрездена со всей очевидностью обнажила жестокую и циничную англо-саксонскую политику, всегда преследующую прагматические интересы:
"Нельзя говорить только о бомбардировке Дрездена. Да, он жемчужина Саксонии, но бесконечное количество древнейших красивейших германских городов пали жертвами "ковровых" бомбардировок. Эти "ковровые" бомбардировки, практикуемые англо-американской авиацией, когда днем бомбили американцы, а ночью — англичане. Но эти бомбардировки были малополезными.
Ночные бомбардировки во время Второй мировой войны не подразумевали точечной бомбардировки, то есть четкой бомбардировки военных объектов. Целью этих налетов была городская инфраструктура, жилой фонд. Это было устрашение населения. Как показывали отчеты Германии и послевоенные исследования союзников, этой цели бомбардировки не достигли".
Некоторые политики в Германии считают, что бомбардировки Дрездена и других не имеющих военного значения городов необходимо отнести к военным преступлениям и рассматривать соответствующие дела в международных судах. Ведь уничтожение сотен тысяч мирных жителей вряд ли можно оправдать пусть даже страшными и не имеющими прощения преступлениями гитлеровской Германии. Однако эта тема, разумеется, в ближайшее время в повестке дня значиться не будет. Англо-саксонский политический истэблишмент не допустит этого ни под каким предлогом: слишком неудобный вопрос.