Автор Михаил Шейнкман
Кажется, что мир перевернулся. Министр обороны Молдавии впервые в истории участвует в саммите НАТО, словно без его воинства блок уже и не чувствует себя полноценным. А тротуарную плитку в Кишиневе укладывают американские солдаты, словно это не молдаване лучше прочих знают, как это делать. Во всяком случае, именно такую версию присутствия в столице нейтральной страны восьми сотен крепких мужчин в форме нацгвардии США выдвинули республиканские власти. Это, говорят, братская помощь американского народа по хозяйству. Никакого, мол, иностранного военного контингента – все в рамках Конституции. А сами теперь и не скрывают, насколько им в этих рамках неуютно. Если даже президент Тимофти заявляет, что совсем не отказался бы от интеграции в НАТО.
С министром обороны это уже произошло. Всего два дня в Уэльсе, но уже — беспрецедентное историческое событие. Прикоснуться – уже счастье. Пусть по усам текло, а в рот пока не попало. Но заслужили. Великая европейская держава. Румыния, правда, по-родственному ее и страной не считает. В государственном смысле этого слова. А правящему альянсу Молдавии это уже и не так важно, если главное – стать строительным материалом в архитектуре западной безопасности. Поэтому, кстати, вполне логично, что плитку здесь кладут представители и проектировщика, и заказчика новой "Берлинской стены". У них, естественно, здесь нет боевого спецзадания. Ну, так и усиленные контингенты НАТО в Литве, Эстонии или Латвии тоже не для того, чтобы воевать, а чтобы были. Этим республикам под стать и Кишинев, между прочим, демонстрирует прибалтийские задатки. Он уже до истерики боится России, до дискриминации ненавидит собственных русских и до основания уничтожает историческую память. Столичный мэр и один из лидеров проправительственных либералов Киртоакэ, побывав в Таллинне, оценил, прежде всего, его пустое место, что осталось в центре города от "Бронзового солдата". Поэтому и предложил тем же способом избавиться от всех памятников советским воинам-освободителям. "Если мы сделаем это, то через 10,15, 20 или 25 лет мы будем гражданами Европы со всеми правами", — сказал Киртоакэ, главным, видимо, считая даже не сроки, а право на национал-реваншизм. Русскоязычные Бельцы, их называют северной столицей Молдавии, согласились принять у себя все монументы Победы.
Республика неурегулированного территориального конфликта вот-вот получит трещину и в других местах. Гражданское противостояние в Молдавии нарастает. И эксперты, опасаясь, что Кишинев еще и с Киева захочет взять пример, уже с тревогой думают о том, как далеко готовы пойти власти, чтобы добиться от НАТО близости. Хотя бы такой же ассоциативной, как с ЕС.
Вопрос молдавскому политологу Виталию Андриевскому:
— Министр обороны Молдавии впервые приглашен на саммит НАТО. Как Вы считаете, за какие заслуги?
— Думаю, НАТО более активно начнет проводить свою политику на Украине и в Молдове. Молдова, судя по всему, получит какой-то особый статус в отношениях с НАТО. Это связано с общей политикой активизации НАТО на восточном направлении. К сожалению, надо признать, и в Молдове растут настроения на активизацию сотрудничества с НАТО.
— Но в Молдавии есть Конституция, которая запрещает вступление в военные блоки. На какую близость готова пойти власть с НАТО, и что сам блок может ей позволить?
— Сотрудничество между Молдовой и НАТО будет идти по всем направлениям, кроме вступления Молдовы в НАТО, потому что изменить статью Конституции сегодня практически невозможно. Ни в парламенте, ни в обществе для этого невозможно набрать необходимое количество голосов. Надо признать, что общество сегодня в Молдове расколото. Какая-то часть действительно боится угрозы. Но в целом общество все же надеется, что и на Украине все будет решено мирным путем, и до Молдовы не докатятся военные действия.
С альянсом у правящей коалиции могут возникнуть дополнительные трудности. Это чтобы сдать себя Евросоюзу, достаточно было просто проигнорировать мнение большинства населения. А интеграцию с военным блоком запрещает Конституция. Хотя ее гарант уже дал понять, что ради натовского зонтика с удовольствием ее нарушит. Тем более, здесь знают, как это делать. Не так давно власти, вопреки Основному закону, признали государственным румынский язык, а не молдавский. Сослались на декларацию о суверенитете. Так что, было бы желание. А оно, похоже, есть. Для начала хотя бы удержаться и после парламентских выборов 30 ноября. Потому, собственно, и расшаркивания эти перед альянсом, чтобы брал пример с ЕС. Ведь тот теперь ни грантов не жалеет, ни комплиментов. А его эмиссары из Молдавии просто не выводятся. Демонстрируют поддержку. Впрочем, люди в американской форме уже здесь. Кладут плитку. После нее останется только оградка. И страна обретет свой законченный вид.