Автор Михаил Шейнкман
В Кишиневе в понедельник было тесно от европейских флагов. Главы либо высокопоставленные представители внешнеполитических ведомств всех 28 стран ЕС прибыли, чтобы лично поздравить Молдавию со вступлением в ассоциацию с Евросоюзом. Пока, правда, речь идет лишь о временном применении только экономической части соглашения, которое в Европе и ратифицировали всего-то пять государств. Но повод все-таки торжественный. Надо полагать, что его здесь сознательно совместили с началом учебного года. Молдавия, ведь, не в ЕС, а только учится. А День знаний — это нарядно и символично: первый раз в новый класс.
Это потом окончательно выяснится, что ученик не тянет. Но главное, чтобы по поведению преуспевал. А с этим делом у правящего альянса особых проблем никогда не было. Поэтому и съехались европейские дипломаты в Кишинев, как на линейку, чтобы поощрить присутствием, напутствием и открытым уроком. Естественно, по истории успеха. Кому еще доверить флажок любимчика, если Украину никак не усадить за парту, а Грузия иной раз и в сторону России прогуливает.
Как и в школе 1 сентября, так и здесь: только комплименты и никаких результатов. Хотя в качестве аванса европейцы могли бы продемонстрировать молдаванам и более существенное расположение. Скажем, увезти с собой хотя бы по килограмму – другому запрещенных в России фруктов и овощей. Но в Польше свои яблони в цвету. Поэтому, хоть и открыл ЕС Молдавии зону свободной торговли, но для нее, видимо, только на вход, а не на выход. Однако, об этом не сейчас.
День знаний – это же не день откровений. Они придут чуть позже. Не исключено, к 30 ноября. Парламентские выборы могут оказаться для властей обстоятельством непреодолимой силы. Говорят, они пройдут под знаком противостояния сторонников евразийского и европейского вектора. И, по данным социологии, позиции правящего альянса выглядят отнюдь не безукоризненно. Потому и прибыл поддержать его европейский десант. ЕС направил три десятка своих дипломатов, чтобы Молдавия цыплят считала уже сейчас. А то по концу осени выяснится, что она с этой ассоциацией попала, как кур в ощип. Пока, впрочем, 1 сентября для нее прозвенел лишь первый звоночек.
Вопрос молдавскому политологу Богдану Цыдре:
— Молдавские власти назвали 1 сентября 2014 года днем новой жизни. Вы как-то почувствовали это?
— С одной стороны, продолжается кредитования Молдовы, продолжается "грантовый" дождь, продолжаются кредиты. Но, с другой стороны, падает ВВП, растет доллар, выросли цены на газ, существует проблема с российским эмбарго на фрукты. Уже и сами подписанты этих соглашений признают, что Молдову ждут очень тяжелые времена.
— Но, тем не менее, как Вы говорите, "грантовый дождь", беспрецедентная личная поддержка. Как Вы думаете, поможет ли это правящему альянсу устоять и после 30 ноября?
— Если мы смотрим на рейтинги, то, к сожалению для правящего альянса, они падают. Уровень доверия к правительству, парламенту очень низкий – 18-25%. Около 70% населения говорит о том, что страна движется в неправильном направлении. Другими словами, тренды для правящего альянса негативные. И только чудо, кредиты или немыслимый рост зарплат могут еще как-то спасти этот альянс.
Между прочим, зону свободной торговли с ЕС Кишинев встретил не хлебом с солью, а пирогом. Яблочным. Или, как его здесь называют, плациндой. Огромной, с претензией на книгу рекордов Гиннесса. Два метра диаметром, половину футбольного поля длиной. Это была не еда, а песня. Ее почти так и назвали: "Плацинда, без которой нам не жить". В молдавском оригинале, "…которая нас объединяет". По словам премьера Лянке, ее приготовили "в поддержку фермеров, пострадавших от пошлин Москвы". Молдавия поставляла на российский рынок до 90% своей сельхозпродукции. Чтобы аграрии не думали, что власть их только стряпней кормит, Лянке добавил еще и басен. "Если мы попадем в Книгу рекордов Гиннесса, полученные деньги разделим с фермерами", — сказал он. Забыв уточнить, что за это денег не дают. Как и за попадание в зону ЕС тоже. Так что Лянке использует этот прием не впервые.
И, тем не менее, это было во многих смыслах показательное кушанье. Руку к его изготовлению приложили сам премьер, спикер Корман и другие официальные лица. О том, пришлась ли эта гигантская булка по вкусу населению, история умалчивает. Зато народная мудрость уже все сказала. Беда, коль пироги печет сапожник.