Автор Михаил Шейнкман
Пресловутая корпоративная солидарность Старого Света не проходит проверку сомнительной геополитикой. И если ЕС еще выдерживает условное единство, то НАТО начинает раскалываться на фрагменты. Великобритания, чтобы саммит альянса у нее в Уэльсе не стал продолжением противоречий в формате Евросоюза, намеревается обойти устав блока, а вместе с ним и Россию, с северо-запада. Премьер Кэмерон в Кардиффе объявит о создании собственной военной группировки. Лондон сбивает в экспедиционный корпус Литву, Латвию, Эстонию, Данию, Норвегию и Нидерланды. Это силы быстрого реагирования. Авиация, морские подразделения, сухопутные войска. Под командование британских генералов перейдут предположительно около десяти тысяч человек. А, вероятно, и больше, если учесть, что Швеция с Финляндией нарушили свои же нейтралитет с суверенитетом договором о допуске контингента НАТО на территорию собственных стран.
Вместе с ними новая боевая коалиция прочертит сплошную линию фронта по побережью двух морей – Северного и Балтийского. Их объединяет не только география. Мало того, что соседи по акватории, они и по духу — не разлей вода. Прибалтика – это без вариантов. Власти Нидерландов после "Боинга" ждут только повода, чтобы каким-нибудь образом показать собственным гражданам отважную решительность. Дания – это Расмуссен – уходящий генсек НАТО. Норвегия — это премьер Столтенберг, его сменщик на этом посту. Так что все – один к одному.
Детали пока не раскрываются. Но цель очевидна – усиление присутствия на границе с Россией. Расмуссен, видимо, говорил именно об этом, когда анонсировал продвижение на восток после саммита в Уэльсе. Он, правда, обещал преодолеть разногласия в альянсе относительно новых военных баз, поскольку не все его члены с восторгом относятся к приближению точки невозврата. Но с британским вариантом консенсус теперь не так уж и нужен. Семеро одного не ждут и могут семь раз отмерять численность своих подразделений. И уже не имеет значения, отменят в Кардиффе Основополагающий акт Россия – НАТО от 1997 года, как об этом твердят Польша, Прибалтика и Канада, или нет, на чем настаивают страны поосмотрительней. Новая группировка фактически выходит из-под обязательств альянса не расширять военное присутствие у российских границ. А значит, пока в Уэльсе будут ломать копья, она уже сможет надевать на них наконечники. Между прочим, именно так ее и окрестили. "Наконечником копья".
Вопрос главному редактору журнала "Национальная оборона" Игорю Коротченко:
— Генсек НАТО Расмуссен подтвердил информацию о создании так называемого экспедиционного корпуса под управлением Британии. На что реально будет ориентирована эта группировка, какие перед ней могут стоять задачи?
— Речь идет о силах немедленного реагирования в формате сдерживания кризисов. Инициатором таких кризисов в НАТО считают Россию, поэтому данная структура будет ориентирована целиком и полностью на ведение боевых действий против РФ.
— Насколько серьезна, реальна эта угроза и как должна реагировать Россия на появление возле своих границ усиленной группировки?
— Судя по тем решениям, которые планируют принять на саммите НАТО в Уэльсе в начале сентября, речь будет идти о возобновлении масштабного противостояния НАТО с РФ. В качестве врага альянс вновь называет Россию. Эти заявления будут подкреплены продвижением военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, появлением новых сил, новых аэродромов, военных баз. В этих условиях российский Генштаб, полагаю, подготовит для утверждения президентом РФ необходимые меры реагирования.
— Как Вы считаете, эта конфронтация надолго?
— Я думаю, это надолго, и относиться к этому надо крайне серьезно. Речь идет о том, чтобы вновь возвести "железный занавес" по границам с Россией. И дальше попытаться сменить политический режим, разрушить политическую конструкцию внутри России. Эту задачу Запад и США, в частности, ставит перед собой в качестве приоритета.
Дэвид Кэмерон совершенно точно планирует домашним саммитом в Уэльсе остаться в истории. Может быть, даже новым Черчиллем. Тот в американском Фултоне, чтобы подыграть США, провозгласил "железный занавес". Этот в Кардиффе, по той же причине, вновь планирует его опустить. Пусть уже ржавый, скрипучий, местами дырявый, но по-прежнему заслон. Тому крепкое словечко понадобилось, чтобы вернуться во власть. Этому — чтобы в ней усидеть. Шансы консерваторов на ближайших парламентских выборах отнюдь не безупречны. При этом и тот не сознался, и этот не скажет, что литературным отцом крепкого выражения был Геббельс. Но Кэмерон гораздо ближе к его представлению о "железном занавесе", чем Черчилль. Поскольку тоже понимает его буквально, как металл танков и гаубиц – "наконечников копья".