Автор Павел Иванов
Незадолго до досрочного роспуска Верховной рады, о котором 26 августа заявил президент Украины, законодательный орган этой страны в первом чтении принял закон о люстрации. Суть этой инициативы — запретить на 10 лет работу в различных органах власти людям, которые находились на руководящих должностях во время правления Виктора Януковича, а также правоохранителям и госслужащим, в силу служебных обязанностей совершившим нечто негативное для евромайдана. Таково было одно из главных требований участников киевской революции, а затем и радикальных националистов.
"Условно легитимным режим Порошенко был до того момента, пока работала прежняя Рада, которую выбирал народ. Поэтому они теперь будут крайне заинтересованы в максимальном ужесточении своего режима и в том, чтобы не звучала никакая альтернативная точка зрения. Поэтому первые же решения будут таковы, чтобы во власть не могли пройти люди, которые могли бы дестабилизировать этот нелегитимный режим. Закон о люстрации для них является принципиально важным для устойчивости управления".
Одним словом, сами по себе выборы в парламент — это, конечно, своего рода люстрация, но весьма ограниченного действия: лишь в стенах Верховной рады. А запретить инакомыслие необходимо в силовых структурах, местных представительных органах, судах, региональных администрациях, да мало ли где еще.
Конституцию, впрочем, можно и поменять, велика ли хитрость. Интереснее другое. Под люстрацию попадают и такие политики, как сам Порошенко, премьер Яценюк, бывший спикер Рады Турчинов, глава СБУ Наливайченко, которые в бытность Виктора Януковича главой государства занимали важные посты в правительственных структурах. Впрочем, нынешний президент может этой участи избежать: пока в законе такой пункт отсутствует. Политолог Александр Гущин считает, что закон о люстрации, хотя он и нарушает права, иногда обществу необходим, как это было в некоторых странах Восточной Европы. Другое дело — Украина:
"Охота на ведьм", которая развернута на Украине в тот момент, когда страна, по сути, разваливается на части, точно не принесет ее жителям мира и согласия. И люстрация — это не более чем один из этапов деконструкции государства. Ведь критический взгляд на власть, присутствие в ней альтернативной точки зрения является залогом ее эффективности, баланса различных сил и, как результат, устойчивости всего государства. Вот только в Киеве это соображение начисто отметают.