Автор Михаил Шейнкман
Петр Порошенко сегодня в Минск на встречу с президентами стран Таможенного Союза и представителями ЕС отправился налегке. Спустя три месяца после инаугурации он выполнил хотя бы одно из своих предвыборных обещаний: ближе к ночи, перед тем, как заснуть, распустил Верховную Раду и назначил на 26 октября досрочные парламентские выборы. На Украине издавна так повелось: и до него местные президенты подверстывали какие-либо принципиальные и предсказуемые заявления подо что-нибудь историческое, чтобы они и звучали громче, и выглядели значительней.
Этого ждали на День Независимости. У Порошенко была и трибуна, и торжественный повод. Тем более что именно 24 августа ровно месяц прошел с тех пор, как фракции "УДАРа" Кличко и "Свободы" Тягнибока объявили о выходе из состава правящей коалиции и тем самым запустили процедуру роспуска. Но Порошенко все же решил сделать это поближе к саммиту в столице Белоруссии. Может быть, для того, чтобы повысить свою переговорную значительность. Ведь, по сути, он теперь один в поле воин. Но, не исключено, что и наоборот, чтобы от него не требовали слишком многого. По крайней мере, в ближайшие два месяца.
В существующей на Украине конституционной иерархии президент без Рады – слова на ветер. Как бы то ни было, сегодня в украинском Парламенте официально начался обратный отсчет. Предвыборная кампания началась еще раньше. Все произошло по обоюдному согласию. Когда Кличко с Тягнибоком по заказу Порошенко сочиняли демарш, они уже точно знали, что электорат им это зачтет. Даже несмотря на то, что избираться они будут по закону, писанному для Януковича. Это – все та же система, позволяющая обладателям денег и административного ресурса сотворить себе Парламент.
У депутатов был месяц, чтобы придумать себе что-нибудь более демократичное и более конституционное, учитывая, что прежняя избирательная норма не соответствует возвращенной из 2004 года редакции Основного закона. Однако в Раде особого рвения не продемонстрировали. 10 проектов и все для отписки, поскольку ни один не прошел даже первого чтения. Представители власти с напускным прискорбием и плохо скрываемым удовлетворением признают, что договориться правящие партии уже не успеют и выборы придется проводить по правилам 2012 года. Но это у Януковича тогда на все триста – это конституционное большинство – не получилось. Но, кто теперь помешает Порошенко насобирать убойный максимум?
Яценюк, которого видят премьером и после 26 октября, уже поставил задачу: "Цель – это 300 голосов. Проевропейских и проукраинских". И уже не важно, сколько их получится в Раде всего. 450, если по регламенту, или 420, если по Донбассу будут бить с прежней силой и там уже выбирать будет некому. Впрочем, даже, если на юго-востоке еще найдется электорат, собственно, выбора его уже лишили. На политическом поле Киеву удалось все сделать гораздо эффективней и проворней, чем на поле боя: партия регионов дискредитирована, коммунистов вот-вот запретит суд. Одних уж нет, а те – далече. Убежденно уверенный в себе, но откровенно продажный, украинский национализм может уже торжествовать. 26 октября ему останется лишь уточнить степень своей "оголтелости".
Вопрос украинскому политологу Ростиславу Ищенко:
— Ростислав, насколько уместна эта досрочная парламентская кампания? Какой она будет?
- С точки зрения стабильности в стране, с точки зрения самого Порошенко — это максимальная глупость, которую он, в принципе, мог совершить. Возможность для Порошенко установить контроль над Парламентом не окупает тех рисков, с которыми он в течение этих двух месяцев столкнется. Кроме того, надо учитывать, что ситуация в стране критическая. Государство разваливается на глазах. Армия терпит поражение на юго-востоке в гражданской войне. А, распустив Парламент, Порошенко фактически оказался единовластным правителем. Но объем полномочий предполагает и объем ответственности.
— Но Порошенко, насколько можно судить, намерен эти два месяца как-то пережить и получить управляемую Раду. Что дальше?
— Пусть, вначале переживет эти два месяца. Потому, что я не уверен, что у него будет "дальше".
Порошенко уверяет, что нынешний состав Парламента не соответствует общественному настроению. И это правда. Два года назад оно все же было более миролюбивым. Верно и то, что разлука будет без печали. Но, кто даст гарантию, что новая Рада – эмблема любви, если уже понятно, что в ней будет зло "радствовать".