Автор Мария Балябина
Штатам, похоже, не важно с кем дружить, важно – против кого. А Европа, которая в этой санкционной борьбе чувствует себя все более неуютно и уязвимо, и даже подумывает о том, чтобы отказаться от такой политики, скоро может покинуть американский топ-лист надежных партнеров.
Так что, похоже, Вашингтон решил обзавестись новым связями. Правда, это больше походит на поиск пушечного мяса, которое примет на себя все тяготы экономического противостояния с Москвой.
Однако влияние Соединенных Штатов на мир, похоже, переоценивают только в самих Штатах. Вашингтон пытается отговорить окружающих от перспективных планов и уже заключенных контрактов. Наверное, по логике администрации Обамы, страдать должны все – только так США смогут доказать свое превосходство. Но одного убеждения, которое овладело умами обитателей Белого дома, оказалось недостаточно. Если уж Франция – один из европейских партнеров США – не отказалась от "Мистралей", почему же Китай вдруг должен отказаться от своей позиции, отбросить всю экономическую выгоду, забыть о недавно заключенных российско-китайских соглашениях и ввести санкции?
Все это настолько невероятно, что выглядит просто отчаянной попыткой Вашингтона ухватиться за соломинку. То, что это желание перетянуть на себя одеяло ни к чему не приведет, понимают и в США. Недавно в авторитетном журнале, который публикует Совет по международным отношениям, появилась занятная статья. Начинается она с того, что, конечно, в условиях украиноцентричной перспективы, любые средства, направленные против России, хороши. Однако есть одно "но": для стран Азиатско-Тихоокеанского региона Украина не настолько важна, чтобы портить из-за нее отношения с Москвой. Да и кто в последний раз всерьез вспоминал об Украине, говоря о санкциях. Для всех уже давно стало очевидным, что эта безумная санкционная гонка не только не способна изменить ситуацию к лучшему, но и, более того, может испортить уже сложившиеся – порой с большим трудом – международные отношения.
А оценивать успешность политики с точки зрения ущерба, который она наносит другой стране, по меньшей мере, цинично. И даже в этом плане успех, как учит нас история, труднодостижим. Вспомнить хотя бы континентальную блокаду Англии, устроенную Наполеоном, которая почему-то не рухнула и до сих пор существует в качестве полноценного государства. Более того, тогда санкции привели к довольно страшным последствиям: войне на Пиренейском полуострове. Впрочем, это, наверное, как раз вписывается в планы США, которые воюют уже большую часть своей жизни.