Автор Павел Иванов
В начале августа в Нагорном Карабахе было опять неспокойно: звучали выстрелы, погибло несколько десятков добровольцев и кадровых военных с армянской и азербайджанской стороны. Старый территориальный спор обострился с новой силой. Скептики предрекали широкомасштабную войну Армении с Азербайджаном. Однако затем оружие практически смолкло, предоставив шанс для дипломатов и политиков договариваться об условиях перемирия и решения неурегулированных проблем.
Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики, которую населяют преимущественно армяне, заявляет, что Азербайджан пока не готов к мирному решению вопроса. Однако и шквального огня, который велся еще две-три недели назад с позиций противоборствующих сторон, тоже нет. Что вселяет умеренный оптимизм.
Президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов отметил, что многолетние усилия Москвы и Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта направлены, прежде всего, на то, чтобы создать условия для переговоров. Но саму проблему нужно решать Еревану и Баку:
"Переговорщики должны сами определить пути решения проблемы и свои подходы к ней, которые позволят смягчить ситуацию, а посредники, в сторону которых раздаются упреки, не могут продиктовать свою волю конфликтующим сторонам. В этом главная причина непонимания в Армении и Азербайджане. Часто посредник диктовал свою волю, и это не шло на пользу самим противоборствующим сторонам. Поэтому задача Москвы и других посредников – это обеспечение переговорного процесса, а также предотвращение войны и снижение напряжения в зоне конфликта".
Россия и ее партнеры уже не раз усаживали стороны за стол переговоров. Это помогло избежать самого наихудшего: сугубо военного решения территориального спора. Хотя, конечно, он еще очень далек от окончательного урегулирования. Тут много сугубо исторических и политических причин, сильна взаимная обида, еще не забыты жертвы предыдущих столкновений. Тем не менее, Россия сегодня представляет собой уникальную переговорную площадку для Баку и Еревана, которая при прямом посредничестве российского президента позволяет установить личный контакт между лидерами конфликтующих сторон.
"Россия предпринимает конкретные шаги для диалога президентов Армении и Азербайджана по укреплению мира и доверия, насколько это, конечно, возможно. При этом Москва не единственный посредник. Есть еще США и ЕС. Динамика событий в Нагорном Карабахе определяется целым комплексом факторов, среди которых — попытки создать проблемы России во взаимоотношениях с ее соседями.
Россия по-разному выстраивает отношения с Арменией и Азербайджаном. Если в одном случае речь идет о военно-политическом союзнике, то в другом – о важном торгово-экономическом партнере. Тем не менее, именно многоканальный подход, уважение к своим соседям и конкретные предложения по разрешению конфликта позволяют надеяться, что при посредничестве Москвы конфликт рано или поздно будет урегулирован. Дело – за Баку и Ереваном.