Автор Корнелиу Маху
Стоит прежде всего напомнить, что итогом перестройки и обретения независимости для Молдавии стала и потеря территорий — Приднестровья и Гагаузии. Приднестровье, по всей видимости, обратно в Молдавию не вернется, а вот Гагаузия вернулась. В 1994 году в качестве автономии. С тех пор молдавская власть ревностно следит за "блудной дочерью".
Но в последнее время Кишинев откровенно занервничал – оказалось, что Гагаузия и вовсе не спешит вместе с Кишиневом в Европу. На проведенном в феврале этого года референдуме свыше 90% гагаузов высказалось за вхождение автономии в Таможенный Союз. И самая пикантная и неприятная для молдавской власти деталь — Гагаузия не сконцентрировалась исключительно на России.
Кишинев нервничает именно потому, что у Гагаузии давно сложились замечательные отношения с Турцией. Гагаузы — тюркоязычный народ. И Турция давно навела геополитический фокус на лингвистически близкий народ. Турция всегда помогала Гагаузии деньгами, строила дороги и давала гагаузским фермерам горючее. То есть делала то, что по идее должен был делать Кишинев. И теперь Турция является гарантом прав гагаузского народа.
В начале сентября глава Гагаузии Михаил Формузал будет консультироваться с первыми лицами Турции по поводу молдавских инициатив об изменении статуса гагаузской автономии. Формузал уже назвал эти инициативы попыткой "кастрации автономии". И скорее всего турецкие власти с этим согласятся. Тогда и Кишинев, конечно, даст задний ход. Ведь мнение страны-члена НАТО не может быть не услышанным в Кишиневе. Тут и с обвинениями в предательстве и продажности в адрес гагаузов придется замолчать. Ведь продаться члену НАТО — это большая честь для новых кишиневских политиков. Проевропейских, разумеется.