"Это продолжение того, что происходило в Югославии. В нашей стране, когда она распадалась, все обвиняли Милошевича. Но забыли, что Джордж Буш в 1991 заявил: США будут устанавливать дипломатические отношения только с теми республиками, которые отделились от Югославии. А потом мы четыре года слушали пропаганду о том, как виноват Милошевич", — сказал режиссер, отвечая на вопрос корреспондента "России сегодня" на встрече с участниками и гостями фестиваля документальных фильмов "12 духовных скреп" в Вишеграде (Республика Сербская).
Дебютный кинофестиваль молодежного документального кино "12 духовных скреп" организован российским образовательным проектом "Сеть" при поддержке Эмира Кустурицы.
Касаясь своего творчества, режиссер рассказал, что сейчас снимает свой одиннадцатый фильм — "На млечном пути". Делится картина на три части: первая — о человеке, змее и женщине, вторая посвящена тому, как человек влюбился в женщину, и как змея спасла ему жизнь. В третьей же — человек становится монахом.
"Дубли надо делать один за другим, чтобы добиться наилучшего результата. Сегодня я снимал один дубль 45 раз, потому что змея должна была залезть на камень, а я на осле развернуться вокруг этого камня. Четыре часа снимал. Я очень часто думаю, что для того, чтобы снять фильм, важнее быть упрямым, чем талантливым. Шучу, конечно", — рассказал Эмир Кустурица.
Балканский режиссер уверен, что нужна великая идея и готовность к грязной работе, нельзя врать самим себе, потому что и так большинство лент сейчас снимается не ради искусства, а ради пропаганды.
Победители фестиваля "12 духовных скреп" спрашивали про Голливуд как фабрику по производству "американской мечты". Спрашивали, готов ли Кустурица возглавить процесс создания "пропагандистского славянского кино". Оказалось — нет, мэтр предпочитает "робинзонить", благо что и два своих культурных центра уже отстроил.
"Голливуд был центром мирового идеализма в 40-е и 50-е годы прошлого века. Сейчас голливудские фильмы бессмысленны. К сожалению, и в России порой имитируют Голливуд. Я когда приезжаю в Москву, постоянно вижу эти билборды и ужасные, никуда не годные фильмы. Но есть сила рынка, перед ней бессильны все идеализмы. Мой ответ — это мой Андричград в Республике Сербской и Дрвенград в Сербии. Это примеры моей собственной утопии. Пропаганда пытается захватить все государства мира, человек же должен делать то, что в его силах", — уверен режиссер.