Автор Михаил Шейнкман
Кажется, что к этому можно было бы уже привыкнуть. Ну что из того, что в столице еще одного как бы европейского государства решили убрать памятник жертвам нацизма. Во-первых, среди националистов и радикалов всех мастей, особенно, если они при власти, сбрасывать с постаментов неприятные им воспоминания — это теперь, буквально, повальное увлечение. Во-вторых, если в самом центре Европы часть страны, населенную миллионами живых людей, превращают в памятник новым жертвам нацизма, то есть ли смысл горевать о тех, кого уже все равно давно нет? Есть. Хотя бы потому, что на Украине тоже вначале крушили монументы. Потом взялись за города.
Молдавия на этом пути пока делает робкие шаги. Поэтому и мотивирует демонтаж памятника жертвам нацизма стремлением его отреставрировать. Как поясняют в Кишиневе, чтобы восстановить изначальный вид обелиска, изувеченного вандалами, его непременно надо было снять с пьедестала. Это могло бы выглядеть правдоподобно, если бы не новые исторические стандарты молдавских властей. Они не единожды пытались стрелять в прошлое из рогатки. Первым делом бросили в него камень, практически сразу, как только утвердились. Тогда еще при и.о. президента Гимпу установили в центре Кишинева огромный валун в память о жертвах "советской оккупации", той, что большинство в этой стране и сейчас почитает спасением от фашистов. С 9 Мая здесь тоже не церемонятся — по сути, вычеркнули его из календаря официальных праздников. Правящая коалиция к нацистам всегда относилась с большим пиететом, чем к воинам-освободителям. Во всяком случае, цветы и венки к могилам румынских фашистов власть подносит гораздо чаще, чем к монументу павшим героям.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в ее коридорах словосочетание "жертвы нацизма" могли посчитать неактуальным. А значит, и памятник, установленный в 1991 году на месте массовых расстрелов молдаван, цыган и евреев, лишенным исторического смысла.
Впрочем, в министерстве культуры уверяют, что его непременно вернут. Отреставрируют, мол, и на место. Однако в обществе поговаривают, что этот демонтаж от слова "демон". А значит, все эти обещания от лукавого.
По большому счету, исторический цинизм вперемешку с откровенным кощунством вполне соответствует логике поведения нынешнего молдавского руководства. Оно прямолинейно нацеливается на конфликт с Москвой. Отключает российские телеканалы. Более агрессивно, чем прежде, требует вывода миротворческих сил из Приднестровья. Зазывает НАТО к себе. И все это потому, что больное и до смерти напуганное воображение Кишинева подсказывает ему лишь один путь к военному и финансовому покровительству Запада. Такому, какое сейчас есть у Киева. Массовое убийство мирных граждан под предлогом войны с Россией. У Молдавии нет ни сил, ни повода для того, чтобы стать такой Украиной. Поэтому пока она может позволить себе убивать посмертно. Тех, кого здесь уже один раз расстреляли в сороковых.
Вопрос политологу Богдану Цыдре (Кишинев):
— Можно ли демонтаж памятника жертвам нацизма, а пока это выглядит именно так, считать местью Кишинева за торговое эмбарго России? Как правило, антироссийские режимы в постсоветских странах, чтобы задеть Москву за живое, бьют именно по исторической памяти.
— Однозначно трудно ответить. Если его обратно вернут и отреставрируют, тогда это можно будет считать банальным совпадением. С другой стороны, Кишинев, безусловно, делает определенные негативные жесты по отношению к Москве. Например, закрытие на полгода вещания "Россия 24". Именно на тот период, когда будет проходить парламентская кампания. Некоторые молдавские официальные лица заявляют, что нужно активизировать сотрудничество с НАТО. А вице-министр иностранных дел заявил, что отношения Молдовы с Россией переживают очень тяжелые времена. И, если об этом говорят уже на таком уровне, то мы не удивимся, что некоторые чиновники могут воспринять этот политический контекст по-своему. То, есть отключением российских каналов, переносом памятников и так далее.
— Нет ли ощущения, что Кишинев сознательно идет на обострение с Россией, чтобы, по примеру Киева, рассчитывать на некие западные бонусы?
— Молдова — маленькое государство с ограниченным суверенитетом. Все наши декларации следуют в фарватере политики Вашингтона. Молдова будет играть антироссийскую карту. Потому, что иначе просто раздавят политически, не дадут грантов, кредитов, инвестиций, не откроют рынков.
Нынешняя Молдавия — сама, как этот памятник жертвам нацизма. Ее вначале обезобразили, затем заявили, что, как бы, отдали на европейскую реконструкцию. Обещают, что будет, как новенькая. Но совсем не факт, что вообще вернут. А не оставят вместо памяти только пустое место.