Автор Илья Харламов
Вокруг дальнейшей судьбы Арктики разворачиваются настоящие геополитические войны. Контроль над богатейшим полезными ископаемыми регионом с огромными транзитными возможностями придает ему особое, эксклюзивное значение. Это понимают все приарктические государства. И потому санкции Запада в отношении России коснулись и этой темы. Теперь компании-поставщики оборудования должны получать особое разрешение чиновников на экспорт в Россию морских буровых и добывающих платформ, промыслового флота, плавучих маяков, пожарных катеров и плавкранов. Впрочем, это никак не повлияет на планы Москвы по освоению арктических просторов.
Страсти вокруг Арктики не утихают все последние годы. В том числе и потому, что ее точные границы до сих пор не определены. Этот регион поделен на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Но есть и другие желающие осваивать богатейшие арктические ресурсы, в том числе государства АТР, Швеция, Финляндия и Исландия. Игра стоит свеч. В Арктике сосредоточены колоссальные запасы углеводородов – около 90 млрд баррелей одной только нефти. И это только по предварительным расчетам. Она имеет важнейшее военно-стратегическое и транзитное значение.
После ратификации Конвенции ООН по морскому праву каждой из стран “арктической пятерки” отведен десятилетний период на предъявление требований по расширению своей зоны. Норвегия, Россия, Канада и Дания уже реализуют проекты, призванные подкрепить свои претензии на часть Арктики. Еще в 2001 году Россия первой из приарктических стран обратилась с заявкой о расширении границ континентального шельфа. В тот раз она была отклонена. Спустя 6 лет Институт океангеологии на ледоколе “Россия” провел исследования в зоне хребта Ломоносова. Полярники опустились на батискафе на океаническое дно, взяли пробы грунта и установили там российский флаг. Директор Центра исследований Арктики Владимир Павленко оценил значение арктического региона:
“С экономической точки зрения интерес нашей страны к Арктике возрастает. Активизируются работы по изучению ее природных ресурсов: биологических и углеводородных. Наращивается инфраструктура Северного морского пути, ведется строительство объектов, обеспечивается безопасность и жизнедеятельность населения. Недавнее совещание по Арктике и перечень задач президента нацеливает нас на решение вопросов повышения экономического и социального развития этого региона”.
Защита национальных интересов, научные исследования и освоение богатейших ресурсов арктического региона останутся приоритетными для государства задачами на ближайшие годы и даже десятилетия. Об этом Владимир Путин говорил неоднократно. Делается для этого сегодня немало. Помимо изучения и разработки сырьевых месторождений и развития Северного морского пути, который может стать самым популярным и востребованным торговым маршрутом из Европы в Азию, Россия усиливает группировку войск на арктической территории. Впрочем, это не означает, что конфликты интересов будут решаться силой. Это – работа дипломатов, как в случае с Канадой, которая заявила свои претензии на часть территории, закрепленной за Россией. Профессор Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Штоль считает, что переоценить потенциал Арктики и Антарктики невозможно:
“Можно говорить об их всеобъемлющем значении для нашей страны. В последние годы усиливается конкуренция в Арктике. Существует Арктический совет, в который входят страны, с ней граничащие. Но в последнее время усилились претензии государств, не имеющих к ней прямого отношения. Это страны ЕС, они наиболее активны. Пользуясь механизмами Евросоюза, они пытаются получить свои дивиденды. Другое направление – азиатское. Активность наибольшую тут проявляют Китай и Южная Корея”.
В настоящее время реализуются утвержденные президентом “Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”, а также “Стратегия развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2020 года”. Безопасность арктической зоны – одно из ключевых направлений работы правительства. По словам президента России, объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены от террористов и иных потенциальных угроз. Мелочей здесь быть не может. Москва также планирует нарастить потенциал стратегического ядерного и неядерного сдерживания в регионе до пределов, необходимых для выполнения экономических, научных и военно-стратегических задач.