Автор Мария Балябина
Киев собирается вернуть контроль над востоком Украины политическим путем. Об этом недавно заявил глава МИД, добавив, что регионам предоставят “намного большую свободу”. Но, как показывает опыт, обещая мир и равенство, киевские власти всегда готовят “план Б”. Да и восток, который уже не первый месяц вынужден защищаться с оружием в руках, вряд ли станет мириться с новым правительством. Удастся ли Киеву помирить восток с западом и удержать в своей власти всю страну, покажет время.
За обещаниями мира последовали совсем не мирные шаги: парламент принял решение о введении военного налога, а кабмин выделил для армии почти 800 млн долларов. Складывается впечатление, что Киев отчаянно пытается собрать воедино распадающуюся страну, и, не имея четкого плана, использует одновременно кнут и пряник. Или, вдохновившись тем, что нацгвардия смогла захватить мелкие населенные пункты, власти решили попробовать диктовать новые условия с позиции силы. Ведь война в больших городах на порядок сложнее и опаснее, к тому же, это повлечет за собой не только новые жертвы, которые уже нельзя будет замалчивать, но и разрушит значительную часть инфраструктуры.
“Киев сейчас на волне тактических военных успехов рассчитывает, что он сумеет продиктовать свои условия ополченцам, вернуть контроль над востоком Украины (это обещал еще Порошенко в ходе предвыборной кампании), сделав уступки в области децентрализации. На деле – после пролитой крови и ожесточения найти такое простое решение, помирить и соединить две части страны будет очень сложно”.
К тому же частей, которые различаются этнически и культурно, на Украине гораздо больше. Те же западные области весьма разнообразны по своему составу. Там живут и венгры, и русины, и поляки. Причём, все они уже давно дают понять, что совсем не прочь получить автономию. Эти стремления получили поддержку и на официальном уровне: премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, обращаясь к своим соотечественникам в странах Центральной Европы, призывал к созданию этнических автономий.
“Внутри украинского общества, у значительной его части, есть общий враг – Россия. Они объединены на этой почве. Впереди парламентские выборы, скорее всего, где не будет ни КПУ, ни Партии регионов – парламент будет майданного типа, пойдет политическое противостояние между партиями, которые были на майдане. Но здесь многое будет зависеть от того, насколько далеко готовы пойти США в поддержке Украины”.
В зависимости от того, как и когда завершится война на востоке, будет развиваться вся страна. Пока же Киев рассчитывает завершить операцию до конца лета. Во что может воплотиться этот блицкриг, и в каком состоянии страна закончит войну, пока неясно. Очевидно одно: в огне гражданской войны Украина потеряет гораздо больше, чем сумеет приобрести.