Автор Михаил Шейнкман
Пусть, у всех остальных вся жизнь – театр, а Германии сейчас, наверное, очень хочется, чтобы у нее она была – футбол. Тем паче, что чемпионат мира в Бразилии еще раз доказал правоту известного английского нападающего конца прошлого века Гарри Линекера: “В футбол играют 22 человека, но всегда побеждают немцы”. С большой политикой у них так не получается. Две увесистые оплеухи от партнеров из США пробили серьезную брешь в системе бундесбезопаности. И не то, чтобы она совсем расклеилась. Но оказалась в ситуации, когда уже точно никто не скажет, откуда именно ждать удар.
Ведь на что американцы союзники, и те не погнушались шпионажем. Причем, как минимум, двукратным. При этом поговаривают, что сеть ЦРУ в Берлине была более разветвленной. И хотя, как после драки кулаками не машут, так и после гола стенку не выстраивают, немцы все же решили ответить союзникам.
По сведениям медиа-холдинга Дойче Велле, правительство Германии поручило соответствующим службам заняться контрразведкой в отношении Великобритании и США. Конкретные меры еще не предприняты. Эксперты полагают, что полномасштабная работа будет возможна только с привлечением большого количества новых сотрудников и значительным увеличением бюджета. В любом случае, свидетельствует автор, если до сих пор в центре внимания немецкой разведки находились Россия, Китай и Иран, теперь ей придется работать с “оглядкой на Запад”. Сильно. Честно. По-партнерски. Осталось только назвать и показать этому самому Западу агентов, которые будут это делать, чтобы совсем уж обезоружить партнеров своей искренностью. Хотя с политической точки зрения решение объявить о контрразведке выглядит в достаточной степени толковым и сбалансированным.
С одной стороны, бундесобывателю посылается внятный сигнал о том, что власть не такая уж безвольная и податливая, как могло показаться после серии шпионских скандалов. Она в состоянии ответить обидчикам взаимностью. Но, с другой стороны, никто, ведь, не проверит, ответит ли. Фронт-то невидимый. Зато говорить о нем можно сколько угодно. При этом самый, пожалуй, убедительный показатель доверия немецкого общества собственным спецслужбам – готовность ряда депутатов Бундестага во избежание утечки информации перейти с электронных носителей на печатные машинки. Эта техника у немцев всегда получалось добротной и безукоризненной. Дальше, видимо, не исключены и почтовые голуби. В том числе, чтобы быть выше всей этой американской непорядочности.
Впрочем, если судить по риторике, то Берлин настроен крайне категорично. Глава Федерального ведомства по охране конституции Ханс-Георг Маасен уверяет, что правительство непременно усилит меры, направленные против шпионажа дружественных государств. Хотя “шпионаж дружественных государств” уже звучит, как прощение. Тем не менее, по словам Маасена, США и Великобритания могут остаться партнерами Германии, но в отношении них будет действовать, как он выразился, “древняя мудрость: доверяй, но проверяй”.
На сбитый над Украиной малайзийский Боинг, похоже, эта мудрость не распространяется. Берлин, во всяком случае, верит Вашингтону на слово и вслед за ним готов ужесточить санкции против России, вопреки объективным данным о ее непричастности к этой трагедии. Впрочем, возможно, это потому, что еще не все американские шпионы в немецком правительстве разоблачены. К Ангеле Меркель это не относится. По крайней мере, сейчас у нее алиби – она в отпуске. Глава ведомства по охране конституции Маасен, настаивая на непреклонности, заявляет, что “чаша немецкого терпения переполнилась”. Но всегда можно просто проглотить обиду, чтобы она не переливалась через край. Тем более, что власти Германии уже знают, как это делать.