Автор Татьяна Голованова
Работа над "Южным потоком" заметно активизировалась. Причем, как в реализации — проект получил разрешение на морское строительство в прибрежной зоне, так и в политическом контексте. За каких-то пару недель в списке тех, кто подтвердил свое участие в проекте, заметно прибавилось. Это балканские страны, для которых российский газ по адекватным ценам — единственная возможность не замерзнуть зимой. Это и Австрия с Италией. Каждая из этих стран подтвердила свое желание получать российский газ в обход Украины. Не дожидаясь возможного срыва транзита или очередного шантажа со стороны Украины, по чьей газотранспортной системе топливо течет на Запад.
Но, главное, эта пара недель подтвердила: несмотря на политический холодок, пробежавший этой весной между Москвой и Брюсселем, Россия и ЕС по-прежнему хотят дружить. Хотя бы по расчету на дальнюю перспективу. И все бы хорошо — проекту быть. Но тут в дело вмешивается большая политика. Точнее единая, союзная. Еврокомиссия по-прежнему пеняет на Третий энергопакет. Это такой волшебный инструмент. Почему волшебный? Да потому что далек от реальности: нет в ЕС независимых производителей, которым нужен доступ к трубе. Как и нет инвесторов, которые готовы вложить миллиарды в строительство трубопровода, чего требует закон. Но, похоже, после такой активности стран-участников Еврокомиссии придется поменять взгляды, смягчить риторику и признать очевидный факт: "Южный поток" — не захват Газпромом энергорынка ЕС, а стратегически важный проект для энергонезависимости самой Европы.
Еврокомиссии придется договариваться еще и потому, что сани надо готовить уже летом, а нерешенный украинский газовый вопрос не способствует заполняемости газом подземных хранилищах для обеспечения транзита. Да и в том, что уже осенью Киев будет подворовывать топливо, предназначенное для европейцев, уже, похоже, не сомневается никто. И Европа явно не хочет, чтобы такая ситуация была каждую зиму.
Но есть еще и Вашингтон. Казалось бы, причем здесь Штаты? Они-то зачем лезут? Но именно Вашингтон ставит палки в колеса "Южному потоку". Эксперты уже и запутались в версиях. То ли американские компании нацелились на украинскую ГТС. Но она будет выгодна лишь в том случае, если Газпром останется с украинской трубой навеки. И еще будет оплачивать ее ремонт. То ли США хочет "наказать" Россию за излишне уверенную внешнюю политику. Непонятно. Но факт налицо: что-то в этой истории США явно не по душе. Иначе, зачем откровенно давить на отдельные европейские страны с посылом, что "переговоры по "Южному потоку" нежелательны". Но, как это часто случается, если что-то Вашингтону настолько не нравится, значит, остальные всё делают вполне правильно и разумно. И надо отдать должное Европе, которая, похоже, начинает это понимать.