Автор Михаил Шейнкман
А еще говорят, что все младоевропейцы — агенты американского влияния. На самом деле, это кто как воспитан. Словения, например, доказала, что от Польши или Прибалтики ее отличает не только название. Сергея Лаврова накануне Словения встретила с душой. Именно ее вложили в открытие музея-мемориала на месте фашистского концлагеря для советских военнопленных "Шталаг 18-Д".
Президент Борут Пахар, министр иностранных дел Карл Эрьявец, глава Минобороны Роман Якич. Вся элита была здесь с Сергеем Лавровым. И, кажется, совсем не только для протокола. Не для него и гость потом поблагодарит хозяев за человечность. К тому времени он уже знал: чтобы проявить ее от них потребовалась еще и политическая смелость. Как скажет глава МИД Словении, уж слишком прямолинейно посол США в Мариборе рекомендовал им отказать Лаврову в приеме. Но главное даже не в том, что ослушались. Еще и посмеялись над этим вместе с Лавровым. А это уже как пощечина. Впрочем, госдеп может и не принять ее на свой счет. В конце концов, госсекретарь Джон Керри в итоге любезно разрешил словенцам встретить российского министра. Но, наверное, потому и сделал это, что они все равно поступили бы по-своему. А так, получается, что с соизволения Вашингтона. Еще и с напутствием.
По словам Эрьявица, Керри посоветовал Словении настойчиво отстаивать интересы НАТО и Евросоюза. Можно сказать, что отстояли. Это, ведь, и в "интересах НАТО и Евросоюза" процветание страны, в эти форматы входящей. И не важно, что сами они для этого палец о палец не ударили. Словении хватит и "Южного потока". Он несет им и газ, и свет, и жизнь, и перспективу. От нее, собственно, американское посольство и стремилось уберечь словенцев, запрещая им видеться с Лавровым. Но… "Убеждены в необходимости убрать все искусственные препоны на пути реализации проекта и действовать в соответствии с теми межправительственными договоренностями, которые были заключены", — будут единодушны Лавров и Эрьявец.
Это гораздо важнее возможной реакции США. Хотя, наверное, не только это. Принципиально и то, что еще одна страна ЕС не спасовала перед давлением Соединенных Штатов. До этого с "Южным потоком" остались Австрия, Венгрия. Сегодня его поддержала Италия, между прочим, на правах страны-председателя ЕС. Несколько растерялась Болгария. Месяц назад ее премьер все-таки не устоял перед нажимом Вашингтона и "заморозил" свой участок проекта. Однако и он в понедельник уверял Лаврова, что это временно. Но дело уже даже не только в "Южном потоке". Хоть и кажется, что сейчас на нем сошелся клином Старый Свет. Вместе с этим проектом Россия, как это ни странно, вновь несет Европе уверенность в себе. Это именно она позволяет одним странам ЕС вспоминать, что у них есть характер, другим — вырабатывать его.
Вопрос главному научному сотруднику Института Европы Юрию Борко.
– Что важнее в этой словенской истории? То, что американское посольство пыталось запретить визит Лаврова или то, что Словения все же его приняла.
– И то, и другое важно. Дело в том, что у нас отношения вообще сейчас в состоянии конфронтации между Россией и Западом. Самую жесткую позицию сейчас занимает США. Отсюда и стремление давить на своих союзников. Это им не очень удается. И я думаю, что им не удастся до конца навязать свою линию и странам, и Евросоюзу в целом, хотя комиссия европейская податлива больше, чем отдельные страны.
– Значит ли вся эта ситуация, что американское влияние на страны ЕС в отдельности начинает ослабевать?
– Оно примерно на одном уровне. А как ЕС и большинство его стран выступили против агрессии США в Ираке в 2003 году? Когда совместный демарш России, Германии и Франции был поддержан большинством стран ЕС. Это периодически возникает у них улучшение или ухудшение отношений потому, что оно никогда не было идеальным и не было полного доминирования США. Поэтому и сейчас я не могу сказать, что оно ослабевает или усиливается. Просто в конкретной ситуации группа стран ЕС не согласна с Соединенными Штатами Америки и решает действовать по-своему.
Вся эта словенская история с бесцеремонностью американского посольства не впервые вскрывает суть отношения Вашингтона к странам ЕС. Поймав кураж на Украине, он именно её назначил единицей измерения приверженности западным ценностям. И уже без всякой дипломатии вмешивается в дела своих союзников, руководствуясь тем же принципом Майдана: "Кто не скачет под нашу дудку, тот москаль". В Словении это вызвало смех. Хотя главным героем здесь был не он. Когда на открытии музея-мемориала "Шталаг 18-Д" известная словенская певица Манча Измайлова исполнила Симонова "Жди меня, и я вернусь…", наверное, многие подумали о России. С любовью.