Автор Михаил Шейнкман
Заявление премьера Дмитрия Медведева по Молдавии в самой Молдавии, скорее всего, не увидят и не услышат. С пятницы телевизионный эфир здесь максимально зачистили от правды. Против "России 24" применили исключительную меру наказания – до 2015 года ввели запрет на ретрансляцию. Иные российские каналы подвергли штрафам, но с той же угрозой. Кишинев для того и сузил информационный рацион, чтобы пища для размышлений не мешала ему кормить молдаван байками.
Тем не менее, Дмитрий Медведев должен был это сказать, чтобы сказку сделать былью. От своих заместителей и профильных министров он потребовал в ближайшее время принять решение по защите российского рынка. Такая необходимость была переведена в разряд острой после ратификации Молдавией соглашения об ассоциации с Евросоюзом. По нему республика должна в ускоренном режиме внедрять технические регламенты и стандарты ЕС, которые не соответствуют российским правилам. "Также вполне вероятен реэкспорт на территорию Таможенного союза европейской продукции под маркой молдавских товаров", — предположил Дмитрий Медведев. Очевидно, что переход Молдавии под экономический диктат ЕС "самым серьезным образом отразится на ее отношениях с другими участниками международных связей, включая и Единое экономическое пространство, и страны Договора о зоне свободной торговли СНГ", — конкретизировал перспективу российский премьер. И это уже не было последним предупреждением Кишиневу. Это был анонс неизбежности.
Эксперты теперь прямо советуют Москве рассмотреть вариант со статьей 62 Венской конвенции о праве международных документов. Она называет "коренное изменение обстоятельств" основанием для прекращения или приостановления договора. Иными словами, тот, кто хочет зону, тот ее получит. Без колючей проволоки и вооруженных охранников по периметру, но с жестким таможенным контролем.
В командных видах спорта используют так называемый "зонный принцип защиты". Это когда "работают" не персонально по игроку, чтобы там ни возомнили о себе правящие молдавские политики, а перекрывают все опасные зоны. При этом в спорте это отнюдь не считается нарушением правил или ограничением деятельности. Формально, Россия сможет приступить к самообороне сразу, как только зона свободной торговли между ЕС и Молдавией заработает.
Брюссель с Кишиневом запланировали старт на осень. Думают, что поступают политически грамотно. Если запустить сомнительную, но громкую "историю успеха" впритык к парламентским выборам (они в ноябре) эйфория не успеет перерасти в разочарование. А объяснить необратимость такой "эволюции" Молдавии некому. "Россию 24" отключили до 1 января 2015 года. Поэтому заявление Дмитрия Медведева здесь не увидят и не услышат. Почувствуют. Когда будет поздно. Когда о них уже не скажешь, что варятся в собственном соку. Потому, что даже сок этот будет у них чужой.
Вопрос политологу Богдану Цыдре (Кишинев).
– Богдан, Кишинев точно просчитал все риски, связанные с реакцией России на его зону свободной торговли с ЕС?
– Не знаю, просчитал он или нет. Но реакция, которую мы видим от официальной власти, формулируется приблизительно в таких оценках: соглашение об ассоциации с ЕС не противоречит договору о свободной торговле в СНГ, никаких энергетических проблем не будет, проблема с экспортом фруктов и прочим решается. Власти пытаются создать ощущение, что проблемы, если они есть, будут решены в позитивном для Кишинева ключе.
– Именно Россия, страны Таможенного союза – это основной потребитель молдавской продукции. Сумеет ли Кишинев заменить этот рынок?
– Здесь действительно возникают серьезные проблемы. Существенное сокращение экспорта влияет на динамику роста молдавской экономики. Если Россия введет санкции, это очень сильно ударит по молдавскому сельхозпроизводителю. В Молдове из 3,6 млн населения два проживают на селе и все, прямо или косвенно, связаны с сельским хозяйством. Это может привести к настоящей катастрофе, если власти не сумеют пересмотреть свои оценки. Еще более сильным удар будет, если Россия введет запреты на молдавских мигрантов. По официальным данным, более 500 тысяч граждан работают, а это где-то 1 млрд 300 млн долларов поступлений в год из России. Когда наш бюджет молдавский всего 2 млрд долларов. Можете представить, что здесь удар может быть очень серьезным.
Зачистив информационное поле, власти в рамках подготовки к парламентской кампании и для своих главных оппонентов подготовили неприятный сюрприз. С коммунистами решили бороться их же оружием. Пусть это не серп и молот, но тоже инструмент политтехнологий. Им и нанесли по позициям ПКРМ увесистый удар слева. Минюст, что шагу не сделает без команды сверху, зарегистрировал Партию коммунистов-реформаторов Молдавии. Ее возглавил некто Руслан Попа. "Реформаторы" – это не только для красного словца, но и для буквы. В аббревиатуре. Тоже получается ПКРМ. И, пойди потом на избирательном участке бабушке или дедушке разберись, какая из этих "П" более "К". В бюллетене же не указана фамилия лидера. Но, выходит, только она и имеет принципиальное значение. Верными ленинцами руководит Владимир Воронин. О нем говорят, это – голова. А с их нетрадиционными конкурентами власти решили все делать через Попу. Руслана Попу.