Автор Михаил Шейнкман
Вроде не бездельники и могли бы жить. Но свою зависимость им не отменить. Неизвестно, какие профессиональные чувства обуревали Сергея Лаврова во время его общения с первыми лицами Болгарии в ее столице, но по-человечески ему их, наверное, должно было быть жалко. Как жалко любого, у кого отнимают мечту.
Ровно месяц назад под немыслимым и беспардонным давлением ЕС и США Софии пришлось официально заблокировать строительство своего участка проекта "Южный поток". Но переговоры с министром иностранных дел России показали, что здесь по-прежнему жалеют об этом. В любви к газопроводу признавались и премьер, и президент, и коллега Лаврова по амплуа. Но в любви платонической. Это значит, вздохи, сожаления и надежда на то, что все-таки останемся друзьями. Даже несмотря на то, что Болгарию решили превратить в "болгарку", чтобы перерезать магистраль, которую в одной из самых бедных стран ЕС все равно называют "дорогой жизни". Потому что понимают, "Южный поток" – это не только российский газ. Это миллиарды долларов инвестиций, десятки тысяч рабочих мест. Понимают, но сделать ничего не могут. Только думать, что еще не все потеряно.
Собственно, для того, чтобы сказать им это, Сергей Лавров и был в Софии. Никто не предполагал, что ему за один приезд удастся "разморозить" болгарский участок. Тем более что "растопит" этот "лед" уже точно не Пламен. Премьер Пламен Орешарски, по заказу Брюсселя и Вашингтона закрыв проект, подписал и себе приговор. Его решение часовым механизмом запустило политический кризис в стране. 6 августа президент распускает парламент. В октябре внеочередные выборы и, скорее всего, новый кабинет. Но Лавров приехал бы сюда так или иначе. Визит планировался еще весной и готовился к 135-летию установления дипотношений. И это просто так совпало, что к их солидному юбилею надо доказывать, что они все еще на уровне.
На самом деле, кажется, что "Южный поток" вместо того, чтобы связать страны, их разъединил. Точнее, те, кто решил подменить его потоком сознания. Его главный тезис, будучи в начале лета в Софии, сочнее всего сформулировал сенатор Маккейн. Он тогда заявил, что "в "Южном потоке" должно быть меньше российского участия". Это, примерно, как захотеть, чтобы в меде было меньше участия пчел. Это против самой природы. Но именно тот вояж американской делегации и стал для Болгарии роковым. Тут еще и Евросоюз подсуетился со своим третьим лишним, в смысле, энергопакетом. Западу не понравилось то, что тендер на прокладку болгарского участка выиграл российский "Стройтрансгаз". В этом они нашли несоответствие своим надуманным нормам. Однако даже еврокомиссар по энергетике Эттингер признал, что это только повод. "На все накладывает отпечаток кризис на Украине", — открыл он истинную причину. Для Запада третий энергопакет, что третий пакет санкций. Необъявленный, но уже действующий. По крайней мере, в Болгарии.
Вопрос болгарскому экономисту Ангелу Недялкову (София):
– Австрия и Венгрия не поддались давлению ЕС и остались в проекте "Южный поток". Почему Болгария не смогла поступить так же?
– Мне кажется, что Болгария никогда не говорила, что она уходит из проекта. С самого начала идеи "Южного потока" в Болгарии не было политика, который бы не говорил о его значимости для страны. Те же самые слова министр Лавров услышал сейчас в Софии. Если вы говорите о том, что болгарский премьер сказал, что Болгария приостановит работы, так сейчас он тоже объяснил министру Лаврову, что это приостановление только на время. Он сейчас оптимист, потому, что, по его словам, Болгария привела ЕС веские довод, и проект будет реализован.
– Когда возможно начало его реальной реализации? Может быть, после парламентских выборов?
– Выборы имеют какое-то значение, но в ходе визита Лаврова буквально все политические силы высказались опять в поддержку и с пониманием стратегического значения "Южного потока". Так что, может быть, более веское значение будет иметь то, когда же будет сформирована новая Европейская комиссия.
Бывает так, что и ключевое звено оказывается слабым. В структуре "Южного потока" Болгарии отводится особая роль. По замыслу, именно в ее Варнах труба должна "вынырнуть" из Черного моря и по суше взять курс на Европу. По словам Сергея Лаврова, Россия предлагает Брюсселю возобновить прерванный им формат рабочей группы по Болгарии. И даже с учетом третьего энергопакета все-таки сделать для нее исключение. Но пока страна продолжает ждать у моря погоды. Что, впрочем, для нее уже привычно. В свое время Запад заманивал ее в ЕС и НАТО, обещая золотые горы. Хорошо, что хотя бы оставил ей ее "Золотые пески". Болгария стала одним из беднейших государств Евросоюза. И, похоже, его это вполне устраивает.