Автор Диана Горшечникова
Ливия на грани краха или накануне раскола. После свержения бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи в 2011 году в стране не утихают внутренние разногласия. Аналитики опасаются, что государство может разделиться на три части – по границам исторических областей: Киренаика на востоке, Триполитания на западе и Феццан на юге страны.
В Ливии воцарился хаос: центральная власть не в состоянии контролировать ситуацию в стране, вооруженные группировки ведут боестолкновения между собой. Однако, одной из главных проблем является сохранение родоплеменного строя.
В Ливии есть три исторические области: Феццан, Киренаика и Триполитания, история которых имеет существенные отличия. Именно это, считают эксперты, стало благодатной почвой для роста сепаратистских настроений в регионах. Ливийское общество сильно структурировано по родоплеменному принципу. В стране выделяется примерно 20 больших племенных групп, которые, в свою очередь, делятся на 140, а те – на кланы.
Пока диктатор Каддафи был у власти, противоречия между племенами не могли проявляться открыто. Теперь же гражданской войне никто и ничего не мешает. Ливия нуждается сегодня в национальном диалоге, уверен старший преподаватель кафедры общей политологии НИУ ВШЭ, востоковед Леонид Исаев:
Ливия превращается во второй Сомали, или в лучшем случае ее будет ждать судьба Афганистана, отмечают эксперты. На сегодняшний день власть в стране существует только на бумаге, а крупные племена хотят большей самостоятельности. Это касается и прав на использование нефтяных и газовых доходов.
Экономика Ливии переживает глубокий упадок. И это притом, что там есть завидные запасы нефти и газа. Именно налаженный механизм добычи и транспортировки этих ресурсов позволял в свое время Каддафи обеспечивать страну продовольствием и вкладывать средства в развитие социальных программ и в инфраструктуру. Сейчас, когда в Ливии правят вооруженные группировки, можно говорить не только о дестабилизации в стране — последствия могут найти отражение и на мировом рынке "черного золота", считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серёгичев:
"Нестабильность, сообщения о терактах на нефтяных объектах в Ливии будут повышать цены на нефть, безусловно. Если это будет продолжаться десятилетиями, то это может серьезным образом перекроить весь мировой рынок нефтепродуктов. Тогда между собой начнут грызться сами монархи Персидского залива, возможно, это будет Саудовская Аравия и Катар. Они будут делить газовый рынок, а, может быть, даже и нефтяной, потому что Катар тоже собирается активно разрабатывать и нефтянку, пока он за счет газа живет. Поэтому это может серьезно изменить геополитическую обстановку в том же самом регионе Персидского залива".
Ливия сложнее всего пережила "арабскую весну", и до сих пор пожинает плоды авторитарного режима Каддафи. Несмотря на проведенные демократические выборы, жизнь в стране так и не наладилась. Она фактически исключена из мирового нефтяного рынка: повстанцам торговать нефтью не дают, а центральное правительство организовать ее добычу и поставки не в состоянии.
Таким образом, властям Ливии предстоит решить сложнейшую задачу и найти некий баланс, в то время как ответственность за наведение порядка в стране, которая стоит на грани раскола, брать на себя никто не хочет.