Автор Михаил Шейнкман
Новый премьер Финляндии Александр Стубб, лишь вступив в должность, уже удивил дважды. Во-первых, по мелочи — в нарушение всех государственных традиций свой первый зарубежный визит совершил не в Швецию, а в Эстонию. А во-вторых, по-крупному — в Таллинне практически пресек все разговоры, слухи и сплетни о заинтересованности официального Хельсинки в североатлантической интеграции. Так и сказал, что при его правительстве Финляндия не станет добиваться вступления в НАТО.
Может быть потому и Эстонию выбрал, чтобы на месте еще раз убедиться в том, что прав. Ведь здесь от надуманного страха перед Россией плачут, блоку молятся, не жалея слез. Для Таллинна НАТО больше чем политика. Религия. Поэтому Стубб, как воспитанный человек, сделал дежурный комплимент принимающей стороне, признав, что ее членство в альянсе увеличило безопасность региона Балтийского моря. Однако от такого же счастья у себя дома отказался. Заявил, что эта тема в его стране “вызывает различные чувства”. А поскольку в конечном итоге именно финны должны решать свою судьбу, делать это за них посчитал неуместным.
И не потому, что этнический швед. Хотя Швеция, между прочим, тоже вполне себе без НАТО обходится. По последним опросам, лишь треть граждан Суоми поддержали бы присоединение к альянсу. Причем на это соотношение не повлияли даже события на Украине. А Запад так на них рассчитывал, полагая, что война в центре Европы вызовет панику и на ее северных окраинах. Чем не повод для расширения НАТО? Его сейчас еще называют “совершенствованием архитектуры международной безопасности”. К ней, собственно, и хотели “пристроить” Скандинавию. Причем, казалось, уже подготовили почву. В июне министр обороны Финляндии Карл Хаглунд обнаружил “сильными, как никогда” основания для вступления страны в НАТО. Правда, даже он признал, что еще надо поработать с населением.
На самом деле подавляющее большинство граждан, не в пример военным, гораздо более патриотично и уверено в собственных силах. Хотя НАТО к этой географии давно не ровно дышит. С Финляндией и Швецией на рубежах России блок смотрелся бы гораздо внушительней, чем просто с Прибалтикой. Но Хельсинки, несмотря на официальные симпатии к альянсу, прежде желание связать себя с ним серьезными отношениями, по крайней мере, открыто не демонстрировал. В тайне попытался он сохранить и некое секретное соглашение с Брюсселем, которое позволяло бы альянсу использовать территорию страны и ее военную инфраструктуру в собственных целях. Документ, по сообщению местных СМИ, планировали подписать в мае-июне, но экс-премьер Катайнен ушел в отставку. Незадолго до нее в одном из своих интервью уверял, что Финляндия все время рассматривает возможность полноправного членства в альянсе. Даже если это так и было, то с приходом Александра Стубба это время если не закончилось, то как минимум приостановилось.