Автор Михаил Шейнкман
К нам едет дипломат. По статусу и Джона Теффта можно так назвать. Правда, люди знающие характеризуют его как угодно, но только не по дипломатической линии. Хотя кадровый работник госдепа, Теффт сорок лет состоит у него на службе. Заносила его судьба и в Россию. В 90-х числился заместителем посла. Но прославился не этим и не у нас. По соседству. Вначале в Литве уже в качестве главы дипмиссии заслужил репутацию убежденного и последовательного русофоба, специалиста по натравливанию “молодых демократий” на Россию. Затем подтвердил реноме Украиной и Грузией. Именно Теффт, отвечая в госдепартаменте за постсоветское направление, курировал, а, по сути, готовил первый украинский Майдан. За что и получил из рук президента США одну из своих медалей. Затем он пять лет выращивал “розы” Саакашвили. Взялся за это уже после того, как они взошли. Но старался так усердно, что Саакашвили даже назвал его “частью грузинской культуры” и пожаловал орденом.
Роль Теффта в нападении на Цхинвал в 2008-ом до конца не изучена, однако практически сразу после военного фиаско Тбилиси его убрали. Но недалеко. На Украине как раз в решающую фазу вступала президентская кампания. Верительную грамоту он еще успел вручить Ющенко. Стояла перед Теффтом задача предотвратить победу Януковича или нет, неизвестно, но трюк с оранжевой революцией повторить не удалось. Однако после поражения Тимошенко Вашингтону кровь из носу понадобилось умение “цветных” дел умельца подтачивать сомнительный с американской точки зрения порядок и поддерживать прозападные силы в нужном тонусе. Кровь из носу в итоге и получилось в феврале 2014-го. Лавры переворота, правда, достались сменщику Теффта Пайату, но ветеран сдал ему страну практически готовой к Майдану.
Будучи послом на Украине, он потратил немало сил для политической перевербовки Януковича. И нельзя сказать, чтобы они совсем уж оказались напрасными. По крайней мере, метания Януковича между Западом и Россией в итоге и оказались для него роковыми. К тому же это именно Теффт пробивал для оппозиции всякого рода гранты, открыто заявляя о готовности Вашингтона платить “за развитие гражданского общества” по американским методичкам. Он задолго до Виктории Нуланд проговорился о суммах, по сути, вложенных в захват власти. Его отозвали за несколько месяцев до начала активных боевых действий в Киеве. И, видимо, к счастью для него. В одном из донесений Теффт неуважительно отзывался об украинском гимне: “Это какая-то пытка! Они как затянут хором: „Ще не вмэрла Украина…“. Создается впечатление, что тебя живьём отпевают”.
С его впечатлительностью ему было бы тяжело пережить Майдан, где отпевания продолжались круглосуточно в течение нескольких месяцев.
Какие эмоции у него вызовет российский гимн, наверное, большого значения не имеет. Но то, что это не будет благодарный слушатель, совершенно точно. О нем говорят, что он действует прямолинейно и не скрывает своих задач. Находясь на Украине, откровенно заявлял, что добивается “свободных выборов и реформ”, по сути, признавая вмешательство во внутренние дела. Там же лишил американской визы первого заместителя генпрокурора Рената Кузьмина за то, что тот слишком активно взялся за Тимошенко по делу об убийстве депутата и бизнесмена Щербаня. То есть, за визой в карман не полезет, что для США очень ценно, учитывая их нежелание видеть российских вип-персон у себя.
Иными словами, скажи мне, кого направили в твою страну послом, и я скажу, друг это сделал или враг. Или, как в нашем случае, и не друг, и не враг, а Теффт. Многоопытный специалист по цветным революциям, он командируется в Москву вряд ли для того, чтобы браться за старое. Скорее, как еще одна санкция, призванная олицетворять антироссийский негатив Штатов. Ради этого Теффта даже из пенсии извлекли, куда его с почестями спровадили сразу после Украины. Это назначение для соответствия. Ведь со своими специфическими талантами он в России, как и поведение Вашингтона. Ни к чему.