Автор Михаил Шейнкман
Наверное, никто точно не скажет, хотел ли Порошенко, как лучше, но его подопечные стреляли, как всегда. Уже и эти несколько суток продленного перемирия на юго-востоке истекают, а лучше не стало. Убит оператор “Первого канала” Анатолий Клян, несколько мин опять разорвалось на российском приграничье, количество беженцев разменяло вторую половину миллиона. Вряд ли президент Украины планировал, что новые три дня объявленного им затишья запомнятся именно этим. Но ничем иным он “похвастаться” не может. Разве что палили не так интенсивно, как привыкли.
Однако даже его прозрение, сформулированное в интервью французской “Фигаро” словами “Донбасс нельзя вернуть военным путем”, подхватили только украинские СМИ, а не его пресс-служба. Она скромно промолчала. Может быть, потому, что ее возглавляет некто Цеголко, как о нем говорят, откровенный русофоб и “ястреб”. Хотя не исключено, что и сам Порошенко не отважился выпячивать свое миропонимание после очередного народного вече на Майдане. Впервые оно собиралось именно по его душу. Так называемые “добровольческие” батальоны “Айдар”, “Донбасс” и “Днепр” оставили боевые позиции и явились в Киев, чтобы напомнить президенту, с кем ему приходится иметь дело. Дисциплина у них хромает, но не реакция. Потому и пришли в столицу, чтобы пока по-хорошему заставить Порошенко воевать. Без всяких переговоров, консультаций и прочих церемоний. До полного и безоговорочного уничтожения. Причем, с беспредельными полномочиями. Поскольку военное положение, введения которого они добиваются, — это зачистка в режиме “пленных не брать”. По сути, верховному главнокомандующему авангард карательной операции предъявил ультиматум. Перемирие, пусть, оно и держалось всего лишь на одном честном слове, истекает в понедельник. И Порошенко опять надо что-то решать.
Объявив о прекращении одного огня, он оказался меж двух. Дальнейшего затишья требуют от него мировые лидеры. И уже не только Владимир Путин, но и Меркель с Олландом. А им отказать, что сук подпилить. Тем более после “исторической” пятницы с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС. Ведь это же был только аванс, который еще нужно отрабатывать.
С другой стороны, каратели подошли на опасную близость к администрации президента. Они хотят убивать. И, если не сразу на юго-востоке, то вначале в Киеве, а потом все равно на юго-востоке. Порошенко уже недвусмысленно напомнили судьбу Януковича. При этом он эти “зондеркоманды” даже распустить не может. Во-первых, дальше некуда. Во-вторых, не хочет. Ведь это тот же вариант евромайдана, только в развернутом виде. Тогда в феврале внешне респектабельные лидеры оппозиции тоже твердили о перемирии и даже садились за стол переговоров, а продолжение уличной войны прикрывали неспособностью сдержать революционный порыв радикалов, которые, собственно, и сделали за политиков всю грязную работу.
Карательный креатив на юго-востоке, похоже, недалеко ушел от Майдана. Действительно, зачем изобретать велосипед, если есть танки и артиллерия. Пока у Порошенко есть как бы неуправляемые батальоны смерти, он всегда может позволить себе выглядеть миротворцем. Причем, для самих боевиков ничего не изменилось. Только теперь они не “мирные” демонстранты, а такие же “мирные” силовики. И все указывает на то, что Порошенко с удовольствием останется у разбитого Донбасса. Коль стать его владыкой у него все равно не получится.