Автор Илья Харламов
В своей недавней речи перед выпускниками военной академии в Вест-Пойнте президент США Барак Обама приравнял Россию и Китай к соперникам и даже чуть ли не врагам Соединенных Штатов. Он заявил, что региональная агрессия, остающаяся безнаказанной – на юге Украины, в Южно-Китайском море или где-либо еще в мире — повлияет на союзников Америки и может втянуть в конфликт ее армию. При этом глава американского государства не сомневается в могуществе своей страны. Он уверен, что мир пропадет без США, поскольку американская нация – исключительная и незаменимая.
В ходе своего выступления Барак Обама заявил, что его страна все-таки смогла добиться изоляции России. По его словам, благодаря лидерству Америки мир немедленно осудил российские действия на Украине: Европа и G7 присоединились к санкциям, а НАТО укрепила обязательства перед Восточной Европой. Таким образом, Обама еще раз подчеркнул превосходство США надо всеми и поставил две другие ключевые державы – Россию и Китай – во второй ряд.
Понятно, что экономические и политические возможности Соединенных Штатов по-прежнему огромны. Однако вот так сходу принижать значение России, а потом и Китая, а вслед нелестно о них высказываться – это явный перебор. Конечно, США и Китай связывают теснейшие экономические отношения, чего не скажешь про Америку и Россию. Однако далеко не всем в Пекине, уже не говоря о Москве, гегемония американских партнеров по душе. И если предположить, что Россия и Китай создадут тесный альянс – это вполне может стать конкурентным по отношению к США центром силы.
Профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский оценил возможности альянса двух стран:
“Запад, и особенно США, проводят симметричную политику сдерживания и в отношении России, и в отношении Китая. Это ЕвроПРО, продвижение НАТО и установление контроля над Украиной применительно к России. Для Китая – это активизация блоков с Кореей и Японией. Размещение американского военного флота на торговых маршрутах Китая. Естественно, и в Москве, и в Пекине есть люди, которые выступают за повышение уровня нашего взаимодействия, в том числе военного, с нынешнего уровня стратегического партнерства до военно-политического блока. Он, кстати, уже был некогда заключен Сталиным и Мао Цзэдуном и реально просуществовал до 1960 года”.
Юрий Тавровский добавил, что динамика сдерживания России и Китая позволяет говорить о том, что уже через 2-3 года на повестку может быть поставлен вопрос о заключении нового военно-политического альянса двух стран. Впрочем, президент России Владимир Путин считает, что время блоков прошло, и сегодня необходимо развивать уже существующие форматы взаимодействия. Политолог Борис Межуев отметил, что совместные мероприятия и дискуссии о создании союза между двумя странами будет еще долго предметом обсуждения на самых разных площадках:
“Будут проводиться учения, будет развиваться деятельность в рамках ШОС. Будут и обмены технологиями. Но реально я не ожидаю совместных военных действий, не говоря о США, даже против региональных противников при наличии проблем у Китая, например, с Вьетнамом или Японией. Речь идет о сближении в области военно-технического сотрудничества, но едва ли о создании полноценного военного альянса”.
Как бы то ни было, но Москва и Пекин раз от раза демонстрируют взаимные политические симпатии и экономическую взаимозаинтересованность. Это, в том числе, показал недавно заключенный газовый контракт стоимостью 400 млрд долларов сроком на 30 лет. Россия и Китай готовы совместно бороться с новыми вызовами и угрозами, такими как терроризм, наркотрафик, другие виды транснациональной организованной преступности. И столь плотное сотрудничество практически по всем ключевым направлениям, так же как и согласованность их позиций в Совете Безопасности ООН, говорит о том, что сближение вполне может перерасти в какие-то новые формы.