Автор Ольга Бугрова
Самые известные меценаты были выходцами из богатой купеческой среды. Так, семья Морозовых дала учредителя Музея изящных искусств в Москве и главного спонсора Московского художественного театра. Семья Мамонтовых послужила расцвету русского оперного театра и адресно поддерживала художников. Особую благодарность потомков заслужили коллекционеры русского изобразительного искусства. Это братья Третьяковы, подарившие Москве художественную галерею, а также Степан Рябушинский, собравший для нее великолепную коллекцию икон. И, конечно, Алексей Бахрушин – создатель московского Театрального музея, ныне крупнейшего в мире среди себе подобных. Директор музея Дмитрий Родионов замечает: “Серебряный век — редкий пример большой общественной поддержки новых художественных инициатив”.
“Может быть, в этом есть неведомая закономерность, почему эпоха Серебряного века породила не только художников с мощным потенциалом творческим, но и людей, которые это сразу почувствовали, оценили и стали хранителями этого искусства. Удивительно! Почему вдруг по всей России, не только в столицах, появились такие люди, даже не из высшего общества, а среднего гражданского? Может, как предощущение страшного времени, которое грозило России через два-три десятилетия?”, — говорит Дмитрий Родионов.
Наступившее “страшное время” часто считают главной причиной заката Серебряного века. Но, по мнению культуролога Андрея Пелипенко, это была только внешняя и совсем не основная причина — к закату вели специфические внутренние особенности эпохи:
“Даже если представить себе, что не было большевистской революции в 17-м году, а как-то все бы иначе сложилось, и непрерывность развития не была нарушена. То сама эта непрерывность в силу внутренних факторов в любом случае привела бы к глубоким трансформациям. Обратите внимание: стиль модерн не имел долгого развития, он появился сразу — в первые пять лет все уже было изобретено и предъявлено. Такие феномены не живут долго, они стремительно отцветают – бурно, продуктивно, — они не имеют долгого угасания и быстро растворяются в следующих этапах”.
И все же Серебряный век оставил свое художественное завещание, причем не только российской, но и мировой культуре. Достаточно вспомнить, например, об одном из главных философов этой эпохи Николае Бердяеве, занявшем почетное место среди “отцов-основателей” европейского экзистенциализма. Или о родоначальнике абстрактной живописи — художнике Василии Кандинском, который буквально заразил Европу абстракционизмом. Выделяя точки воздействия эпохи внутри и вне России, Андрей Пелипенко говорит:
“Не было бы Серебряного века – не было бы и русского авангарда, который считается одним из самых ярких проявлений российской культуры, когда она оказалась впервые впереди Европы. Идеи, которые были в Серебряном веке, актуальны и по сей день. Они продолжают быть неким знаменем в противостоянии тому, против чего были направлены в ту эпоху. Тогда — против буржуазной пошлости, сейчас это просто пошлость, все примитивное и низкое”.
У эпохи Серебряного века было и другое определение – “русский Ренессанс”. Его автор Николай Бердяев объяснял это время так: “Было опьянение творческим подъемом, новизна, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров”…