Автор Татьяна Голованова
Экономические отношения России и Китая не ограничиваются долгосрочным контрактом на поставку газа. Москва и Пекин договорились о сотрудничестве в сфере производства легкового и грузового автотранспорта. В планах — совместное освоение космоса, независимое международное рейтинговое агентство, инфраструктурные проекты, подчеркивает заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский:
“Во время последнего визита Владимира Путина в Шанхай было подписано свыше 50 проектов. Прежде всего, хотелось бы отметить, инфраструктурные проекты на территории Дальнего Востока и Сибири. В частности, компания Huawei налаживает телекоммуникационные сети по маршруту: Магаданская область-Камчатка-Сахалин. Хотелось бы отметить и строительство ряда предприятий с помощью Китая. Я имею в виду создание совместных широкофюзеляжных самолетов, строительство погранпереходов и моста через реку Амур”.
Российский Дальний Восток – приоритетный регион для китайских инвестиций. Бизнес из Поднебесной готов вложиться в развитие аквакультуры у берегов Владивостока, намерен выращивать на Дальнем Востоке десятки видов сельскохозяйственной культуры. Китай также стал одной из первых стран, которая официально заявила о своем желании участвовать в развитии Крыма, отмечает руководитель Центра российско-китайских исследований МГУ Евгений Зайцев:
“КНР в первую очередь интересен порт под Евпаторией. Это большой серьезный проект, который является логическим продолжением стремления Китая к решению продовольственной проблемы на своей территории, к закупке зерна на Украине и вывоза его на территорию Китая”.
Порт глубиной в 25 метров предполагается построить в Сакском районе Крыма в 25 километрах от Евпатории. Новая гавань может стать самым крупным разгрузочным хабом на территории Крыма. Первый этап проекта объемом в 3 млрд долларов включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 млн тонн. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи — на это уйдет еще 7 млрд долларов.
Поднебесная также заинтересовалась проектом строительства моста через Керченский пролив, который должен соединить полуостров с “материком”, то есть с остальной Россией. Но крупные проекты — не самое главное. Важно то, что они помогут создать плацдарм для сотрудничества малого и среднего бизнеса, подчеркивает Евгений Зайцев:
“Дело не только в этих огромных проектах, которые Россия осуществляет с Китаем. Наиболее важно на настоящем этапе – осуществление ряда средних и мелких проектов, которые также представляют интерес с обеих сторон. И здесь уже широкое поле для дальнейших переговоров”.
Кроме того, китайцы хотят помочь в развитии дорожных сетей в России и улучшить логистику. Расширение дорожного и железнодорожного сообщения на российском евразийском маршруте поможет в 7-10 раз сократить время доставки товаров и превратит Россию в своеобразный хаб между Европой и Азией.