Автор Карина Ивашко
В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко – в будущем легендарные создатели русской театральной школы – основали Московский художественный театр. То есть, его становление как раз пришлось на Серебряный век, напоминает литературный и театральный критик Инна Соловьева:
“В это время шли лучшие спектакли МХТ. Весь Чехов со всеми великими актерами времени. Тогда же на его сцене возникает Достоевский: грандиознейшие двухвечеровые “Братья Карамазовы” — с великим Москвиным в роли Снегирева, с великим Качаловым – он впервые пребывал на сцене более часа, в одиночку ведущий диалог с самим собой. Гениальные спектакли! И рядом восхитительные комедии – тот же “Мнимый больной”. Необыкновенное спокойное соседство с мировой культурой".
По мнению Инны Соловьевой, этот всплеск к постановкам произведений русской литературы, всплеск интереса к театру был связан с общим состоянием страны — ее экономическим и культурным подъемом накануне Первой мировой войны:
“Как у человека бывают его золотые дни, так бывают они и у наций. У российской нации был прекрасный возраст. Публика была превосходная! Авангард не претендовал на большее, чем он должен претендовать, то есть на разведку боем, на первые пробы. Серебряный век был еще и необыкновенно доступен. Очень немного было чисто футуристических работ, в которых принимали участие и символисты. К ним относились с интересом, спокойствием. Было замечательное чувство меры”.
Директор московского Театрального музея имени Бахрушина Дмитрий Родионов расставляет свои акценты, ведь главное очарование Серебряного века – в его многообразии. А главная беда – в трагическом повороте истории, уничтожившем культуру этой удивительной эпохи…
“Наиболее яркие явления в театре, связанные с Серебряным веком, с моей точки зрения, это, конечно, творчество Блока и постановки его пьес в театре, в том числе и Мейерхольдом. Это, конечно, старинный театр Евреинова, который совершенно ни на что не похож. С одной стороны, поиск Евреиновым каких-то про-театральных сюжетов, с другой — реакция на те кардинальные социальные изменения в обществе, которые требовали резкого переосмысления представлений о жизни, о человеке. Вот на стыке социальных катаклизмов Серебряный век пытался снизить некий эмоциональный накал в обществе. И эту миссию театр очень хорошо выполнил”, — сказал Дмитрий Родионов.
Самый легендарный спектакль того времени — это “Маскарад” Лермонтова в постановке Мейерхольда в 1917 году в Александринском театре. К драме художник Александр Головин одних эскизов костюмов нарисовал более двух тысяч! Уникальная постановка стала заключительным аккордом уходящей эпохи. В ней, с одной стороны, выразилась ностальгия по красоте, а, с другой — трагедия переломного времени. Спектакль прозвучал очень символично, говорит Дмитрий Родионов. Еще одна собеседница “Голоса России” — сотрудник Дома-музея Федора Шаляпина Ирина Арсеева — подчеркивает, что нельзя забывать и об оперном театре “серебряной” поры:
“Одной из самых ярких, знаковых фигур Серебряного века был, конечно, Федор Шаляпин. Без него это время невозможно представить! И в некотором смысле он был главным лицом русского театра. Станиславский признавался, что свою систему списывал с Шаляпина. Расцвет Шаляпина совпал или даже был причиной расцвета совершенно особенного музыкального театра, появившегося именно в эпоху Серебряного века, — это Русская частная опера. Абсолютно уникальное явление. Придумал его один из самых главных меценатов эпохи — Савва Мамонтов”.
Там ставились только русские оперы, работали только русские художники — тоже знаковые для эпохи: Поленов, Левитан, Серов, Головин… И пели исключительно русские певцы. Главным в труппе был Федор Шаляпин. Благодаря ему, родился необыкновенный всплеск интереса к русской опере, к русским певцам. Сергей Дягилев расторопно вывез в начале 20-го века постановки в Париж. И слава о русском оперном искусстве покатилась по всему миру.