Автор Михаил Шейнкман
Это, конечно, не Обама в Вест Поинте, но тоже президент перед выпускниками военной академии. Петр Порошенко, видимо, решил, что проамериканский политик должен быть проамериканским во всем. И в выборе аудитории тоже. Свои самые сокровенные мысли о главном он, как и хозяин Белого дома, доверил офицерам – новобранцам из Национального университета Министерства обороны Украины. Ведь это так символично говорить о мире тем, кого отправят на войну. Хотя в этом выступлении была отнюдь не только символика, но и практический смысл. Как еще поднять моральный и боевой дух будущих карателей, как не прославлением их исключительности. И пусть, в отличие от американского образца, она имеет местечковый характер и не претендует на геополитику, но так тоже закладывается основа превосходства.
Как и у Обамы по отношению ко всей планете, у Порошенко тоже пренебрежение, только с поправкой на собственную географическую и политическую незначительность. Тот о военном вмешательстве в дела других стран – этот о войне с другим Донбассом. Тот об альтернативных инструментах воздействия – этот о неких мирных инициативах. Тот о мировом лидерстве США – этот о всепобеждающем украинском национализме.
У Порошенко это было торжество недосказанности. В его специально для цитирования рубленых фразах отрубили и выбросили главное. “Наши условия – отсутствие потерь среди мирного населения”, – говорит он. “Не выполнены”, – уточняют уничтоженные и безлюдные города юго-востока. “Наша победа неотвратима, поскольку это наша армия на нашей территории”, – грезит он. “Убивает наших людей”, – дополняют мирные граждане Донбасса. “Мы способны принести мир на украинскую землю”, – медитирует он. “Предварительно опустошив ее”, – добавляют те, кого уже вынудили эту землю покинуть.
И над всем этим его мирный план. Его реализация, объявил Порошенко, начинается с президентского приказа в одностороннем порядке прекратить огонь. Это для того, чтобы ополченцы капитулировали или покинули Украину. Звучит милосердно, как “гуманитарный коридор”, который на востоке так никто и не заметил. Но Порошенко главное – стать лидером цитирования. А продолжение стрельбы всегда можно свалить на упрямых “сепаратистов”. И очередное усиление карательной операции тоже. Ведь даже Порошенко должно быть понятно, что в Донбассе совсем не для того взялись за оружие, чтобы сдать его украинским фашистам. Режим прекращения огня будет коротким, ограничивает свое снисхождение президент. Кратким, видимо, как время, необходимое на то, чтобы перезарядить автомат и прицелиться. Хотя последним каратели себя уже не утруждают. Уничтожают все.
Политолог Сергей Михеев оценит карательное “миротворчество” Порошенко.
– Президент Порошенко перешел от слов к приказам. В среду объявил об одностороннем, но кратком прекращении огня. Как Вы думаете, он действительно может надеяться на то, что ополченцы ему поверят и сдадут оружие?
– Ополченцы не сдадут оружие. Это совершенно точно. И боюсь, что все это — некий фарс для того, чтобы выиграть время и перегруппировать силы. Потому, что требования, которые выдвигают ополченцам, практически невыполнимы. Им, по сути, предлагают сдаться на милость победителей. Расчет Порошенко простой: он выдвигает эти требования и объявляет о перемирии для того, чтобы показать, что Киев готов к мирному урегулированию, хотя его обвиняют в том, что это неправда, и что во всем виноваты ополченцы. Они не выполняют выдвинутые им требования, поэтому Порошенко и Киев считают, что руки у них развязаны. И уже после этого кампания может обернуться войной на полное уничтожение юго-востока.
– Но это будет война самого Порошенко. А как же тогда его как бы надежды на переговоры с Москвой?
— Это уже война самого Порошенко. Порошенко, еще будучи кандидатом, обещал закончить военную операцию за два-три часа. А война продолжается. Более того, операция только усилилась. Он ведь и в предыдущие дни мог что-то сделать для того, чтобы остановить боевые действия, но не сделал этого. Поэтому, я думаю, что этот Рубикон он уже перешел. Что касается переговоров с Москвой, они могли бы урегулировать эту ситуацию. Но боюсь, что Порошенко находится под слишком сильным влиянием американцев, с одной стороны. С другой стороны, под слишком сильным влиянием партии войны, начиная от ультранационалистов, неонацистов, заканчивая теми, кто делает на этой войне деньги. Таких на Украине, к сожалению, достаточно много. Мы, конечно, будем надеяться на лучшее. Но весь предыдущий опыт, к сожалению, таких надежд дает немного.
Между прочим, Порошенко впервые назвал вещи своими именами. То, что происходит в Донбассе, объявил войной. Причем, и с мирным населением. Его тоже он отнес к числу тех, кого приходится уничтожать ради мира победоносной украинской армии. “Это – война нового типа”, — по обыкновению недоговорил он. Скромно умолчав о том, что теперь все знают этого типа. После 7 июня он здесь Президент.