Автор Олег Обухов
Россия, безусловно, сделала прорыв в развитии отраслей национальной экономики. Газовый контракт с Китаем станет своего рода катализатором для металлургии, угольной промышленности, энергетического сектора и смежных отраслей. По мнению экспертов, налицо огромный потенциал роста и развития Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, образуется модель диверсификации поставок энергоресурсов "Восток-Запад", говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
“В перспективе, когда будет уже построен восточный маршрут, это создаёт плацдарм для создания позитивного переговорного процесса по реализации проекта "Алтай" — западного маршрута поставок газа в Китай. В результате будет две магистрали: восточная и западная труба. Соответственно это объединит всю ресурсную базу. И тогда с месторождений, откуда идёт газ в Европу, можно будет направлять газ в Азию, в Китай, в частности”.
Для США, по мнению аналитиков, это может обернуться нерентабельностью национальных СПГ-проектов. А учитывая большие надежды Штатов как раз на рост экспорта сжиженного природного газа, это практически рубит на корню всю американскую конъюнктуру цен на энергоресурсы. А Европе теперь придётся быть более осторожной по отношению к российскому газу, считает Александр Пасечник:
“Теперь Европе придётся действовать, всё-таки, исходя из коммерческих реалий, а не из политических, как там в последнее время всё больше принято. И, соответственно, думать о своей энергобезопасности, способствуя развитию российских трубопроводных проектов, а не препятствовать им. Речь идёт о “Южном потоке” и нормах третьего энергопакета”.
После российско-китайского контракта попытки ЕС снизить свою зависимость от российского газа за счет России же выглядят смехотворными. Контракт с КНР нивелирует давление ЕС на Россию в газовых спорах, говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин:
“Европа, конечно, хочет выбрать других поставщиков. Но когда чиновники начинают анализировать, то видят, что быстро ничего сделать нельзя. И никакого "эльдорадо" — энергетического или газового, — которое им давало бы поставки более выгодные по цене и в любом количестве — этого просто в мире не существует. Они также видят, что Россия может играть по их же правилам. То есть, усиливать свои позиции. А как же нам не усиливать? Россия же не может с Дальнего Востока транспортировать газ или нефть в Европу. Это неэффективно и невыгодно. Тем более, что европейский рынок стагнирует, а азиатско-тихоокеанский – растёт. Естественно, Россия усиливает свои позиции на растущем рынке”.
Оказалось, что Россия, как прежде считали США и ЕС, не является безнадёжно привязанной только к европейскому вектору газовых поставок. И с подписанием газового контракта с Пекином у Москвы появляется восточный ориентир. Стало больше свободы, чтобы отстаивать свои стратегические интересы. А для США энергетический альянс России и Китая – еще один тревожный звоночек. Американцев, считающих себя лидерами во всём, неспешно, но верно свергают с пьедестала.