Автор Илья Харламов
Экс-президент Польши, лидер движения “Солидарность” Лех Валенса заявил: “США должны, наконец, снова начать действовать как сверхдержава. А если они не хотят, пусть предоставят это Польше. Мы разберемся, что делать”. Он осудил российское руководство, которое якобы идет против прогресса в ситуации с украинским кризисом. По сути, эти высказывания стали квинтэссенцией позиции Варшавы в отношении России, и ее амбиций, которые она высказывает как один из относительно новых и самых активных членов ЕС. Вот только поляков в Старом Свете старожилы Евросоюза воспринимать, как равных, не будут еще очень и очень долго.
Польские политики и дипломаты говорят, что вступление их страны в ЕС стало возможным благодаря титаническому труду над выполнением обозначенных критериев. То есть членство в ЕС не было сделано авансом или за красивые глаза. Оно стало результатом кардинальных реформ, построения демократии и свободного рынка. Так ли это на самом деле, оставим ораторам, но эксперты отмечают, что сегодня в Европе действительно все отчетливей видна страна с державными амбициями. Для этого Польша использует не только сам Евросоюз, но его заокеанского патрона – США. Тем более что и ценностные доминанты, в том числе, мягко говоря, нелюбовь к России, во многом у них совпадают.
Прикинувшись некой “сиротой” в момент вступления в ЕС, польское государство затем вело вполне последовательную политику. Поддержало операцию США в Ираке, посылало своих людей в Афганистан, активно вмешалось в украинские дела, за что получило одобрительные реплики со стороны Вашингтона. Также Польша присоединяется в рамках европейских структур к любым антироссийским акциям и заявлениям, что тоже не остается без поощрительного внимания. Взять хотя бы вопрос польского вето на начало переговоров о создании нового договора о стратегическом партнерстве ЕС и России, которое было наложено несколько лет назад.
Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер отметил, что польское руководство в разное время колебалось между США и ключевыми европейскими странами, такими как Германия, но в результате все-таки стала неким форпостом Вашингтона по отношению к России:
“В этом смысле Польше уделяется очень большая роль. И именно такая же роль ей отводилась в 20-30-х годах прошлого века. Нынешняя позиция Польши является исторической. Это позиция Запада перед Востоком. А как ее использовать? До недавнего времени польское руководство ее использовало достаточно прагматично. Но сейчас они явно перешли ту грань, которую переходить не стоило. Отношения с Россией испортились, и это еще не предел”.
Сегодня Польша, которая пытается играть в ЕС самостоятельную роль, бежит впереди паровоза, опережая остальную Европу в реализации стратегии противостояния с Россией. Не учитывая, правда, что сама Европа не однородна, там в этом контексте есть и вполне умеренные страны. Все дело в том, что США в какой-то момент почувствовали: российско-европейские связи начинают укрепляться. Это сугубо конкурентное обстоятельство им, естественно, не понравилось. Вашингтон стал делать все, чтобы рассорить Москву со Старым Светом. Как можно увидеть из последних событий, эта работа не была безрезультатной. Польша с ее последовательной антироссийской позицией сыграла тут заметную роль.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский считает, что сегодня Польша играет роль раздражителя в российско-европейских отношениях:
“Когда-то многие страны на Западе и многие аналитики у нас надеялись, что Польша начнет играть роль моста между Востоком и Западом, через нее можно будет решать какие-то вопросы с Европой. Но такие идеи были основаны на плохом знании польской ментальности”.
В этой связи далеко не случайным выглядит сожаление некоторых польских политиков о том, что во времена холодной войны их страна находилась в соцлагере, а значит не на той единственно нужной для нее стороне.