Автор Ольга Бугрова
Частичный мораторий на культурные обмены между Россией и США связан с давним вопросом о пресловутой “библиотеке Шнеерсона”. С момента неправомерного постановления американского суда о возврате религиозных книг из России в США российские музеи отказались от участия в выставках на территории этой страны, дабы не спровоцировать попытки шантажа – например, насильственного удержания американской стороной российских культурных ценностей. В ответ прекратились и американские выставки в России, но только на официальном уровне. Музейщики умеют дружить и договариваться между собой напрямую. Так, в настоящее время в петербургском Русском музее работает выставка из коллекции Библиотеки Конгресса США “Дикий Запад в фотографиях”.
Ну а в Европе российские музеи принимают как всегда радушно. Пример – фурор выставки “Красота успеха” в Великобритании. Она была посвящена советскому спорту, отраженному в живописи, графике и скульптуре. Британские зрители увидели работы советских мастеров, в том числе таких известных, как Александр Дейнека и Сергей Лучишкин, чье полотно “Парад на стадионе “Динамо”” тиражировалось даже на лондонских автобусах. Вспоминая об этом, куратор Надежда Степанова рассказывает:
“Выставку в Лондоне приняли очень тепло. Тема позитивная, близкая каждому человеку на земле. К нам пришла Ольга Манизер – внучка Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер. Это легендарные советские скульпторы, которые украшали метро и парки своими прекрасными работами. Были обсуждения в лондонской и мировой прессе: “Ивнинг Стандарт”, “Уолстрит Джорнал”, “Файнэншл таймс” — лестные, только позитивные отклики в огромном количестве. Было ужасно приятно”.
В Лондон из России перебралась и еще одна выставка, которая весной успешно демонстрировалась в Венеции. Она посвящена творчеству выдающегося советского художника, обладателя Гран-при на Всемирной биеннале в Париже 1967 года Виктора Попкова. Проректор университета Ка’Фоскари в Венеции Сильвия Буруни была одним из инициаторов этой выставки:
“Нам показалось очень важно, чтобы итальянцев познакомить с этим художником, потому что, на наш взгляд, это ключевая фигура для русского искусства. У нас в Италии очень много проходит в последние годы выставок русского искусства, и люди это любят”.
Кстати, итальянская тема очень мощно звучит в Москве: в Музее изобразительных искусств демонстрируется уникальная выставка из собрания Академии Каррара в Бергамо, которая представляет произведения живописцев эпохи Возрождения. Директор Музея изобразительных искусств Марина Лошак подчеркивает:
“Мы получаем из этого замечательного музея совершенно отборные, самые важные вещи, о которых можно только мечтать, учитывая добрые дружеские отношения этого прекрасного музея с нашим музеем”.
В эти дни в Музее изобразительных искусств можно увидеть еще и шедевры фламандской живописи из собрания князя Лихтенштейнского, в петербургском Эрмитаже – выставку из Нидерландов “Виллем II – король искусств”, а Музеи Московского Кремля готовятся принять раритеты богатейшего художественного собрания одной из самых влиятельных семей европейской аристократии – Эстерхази. Так что санкциями, как говорится, и не пахнет.