Автор Михаил Шейнкман
И, что самое главное, соревновательно. Несмотря на очевидных фаворитов, непредсказуемость на уровне традиционных демократий.
Та сотня международных наблюдателей, что установила новый рекорд иностранного внимания к местным выборам, так и не нашла, к чему придраться. Это по-прежнему делают те, кто до сих пор не находит саму республику на географической карте, а потому при каждом удобном случае отказывают ей в праве на самосознание. Хотя, наверное, даже им было бы здесь чему поучиться. Особенно после украинского “соответствия всем международным стандартам”.
В Южной Осетии голосование без оружия, стрельбы, разнарядки и административной пастеризации. Живой политический процесс в чистом виде. Уже далеко не везде в Европе так голосуют. Явка 60%, это, конечно, не те 90, что собирали референдумы о независимости, но тоже характеристика социального качества и настроения. Для будущего парламента и такая посещаемость имеет свою ценность, как аванс, который, по определению, не может быть стопроцентным.
Абсолютное большинство у “Единой Осетии”. 43% — это 20 из 34 депутатских мандатов. Успех обеспечило не только созвучие с известной политической силой из соседней страны. Хотя, когда они называют себя “единоосами”, можно решить, что это лишь особенность местного произношения. Но и прямое сочетание с ней и по духу, и по сути. Партия главы МЧС Анатолия Бибилова тоже выступает за единую Россию. Только единую и с Южной Осетией тоже. “Мы, не откладывая в долгий ящик, сразу начинаем над этим работать”, — заявил главный спасатель республики сразу после победы.
Судя по программе партии, от России Южную Осетию отделяют каких-нибудь пять шагов. Первые два включают в себя инициирование и проведение референдума о вхождении в состав Федерации. Затем обращение парламента Южной Осетии к Москве с просьбой рассмотреть вопрос о присоединении республики. Дальше — межправительственная рабочая группа переходного этапа, а после — новая конституция и переход на российское законодательство. Для всего этого Бибилову, впрочем, понадобится поддержка всех депутатов. А в парламент, кроме “Единой Осетии”, прошли еще три партии. шесть мест у “Единства народа”, у Народной партии и партии “Ныхас” — по четыре мандата. Оппозиционными они если и могут считаться, то лишь по отношению друг к другу, но не к стратегической идее. Или, как называет ее Бибилов, к “чаяниям народа”. Так он говорит о воссоединении Осетий и, похоже, не сомневается, что избиратели потому и выбрали именно такой парламент, чтобы он был с видом на Россию.
Вопрос послу республики Южная Осетия в Москве Дмитрию Медоеву:
– Как Вы оцените эту парламентскую кампанию и ее результаты?
– Эти парламентские выборы прошли на очень высоком уровне. Власти сделали все, чтобы каждый гражданин республики Южная Осетия реализовал свое конституционное право. У нас в посольстве тоже был открыт участок для голосования. У нас также все прошло хорошо. Результаты известны, мы их отправили в ЦИК.
– Победу на этих выборах одержала партия “Единая Осетия”, которая ставит перед собой цель воссоединиться с Осетией Северной и войти в состав России. Каких законодательных, социальных изменений стоит ждать республике в этой связи?
– На этих выборах почти каждая политическая партия ставила перед собой именно такие цели. Тема очень популярная в народе. Тема долгоиграющая, она очень привлекательная. И поэтому все использовали эту тему. Что будет, когда парламент будет сформирован, мы увидим только тогда, когда депутаты соберутся, и легальный парламент начнет работать.
— Каким будет этот парламент? Насколько он будет эффективным, работоспособным?
— Я думаю, что он будет достаточно эффективный, потому что это свежие силы, которые пришли сегодня в парламент. Это люди образованные, компетентные. Я думаю, что парламент будет очень хороший.
Свою задачу лидер победившей партии Анатолий Бибилов видит еще и в том, чтобы для начала привести внешний вид республики в полный порядок. Жесткая борьба с коррупцией и развитие местной экономики, полагает он, позволят его стране выглядеть перед Россией красиво. В принципе, это уже само по себе ценно. Даже если окажется, что эти пять шагов будут лишь ходьбой на месте. Так или иначе, в любом движении есть смысл, хотя бы потому, что оно позволяет держать себя в форме.