Автор Ольга Бугрова
Тверже всех держится официальная Украина. Правда, не всегда честно преподнося факты. Так, 19 июня в Киевском оперном театре якобы должен состояться концерт оркестра “Виртуозы Москвы” под управлением Владимира Спивакова. На днях директор театра Петр Чуприна высказался в том духе, что “музыканты, заявляющие о своей поддержке антиукраинской политики Кремля, не будут выступать на нашей сцене”. На деле же концерт отменил сам маэстро Спиваков, притом еще более месяца назад — сразу после трагедии 2 мая в Одессе. Комментируя заявления руководства киевского театра, музыкант говорит:
“Они используют любую возможность, чтобы хоть какую-то пропаганду проводить, у них очень хорошо работает пропагандистская машина. После того, что случилось в Одессе — это город моих родителей, оттуда мой отец ушел на фронт! — я не собирался ехать в Украину”.
Владимир Спиваков оказался в числе знаменитых российских музыкантов, которым не раз пришлось пережить неприятные моменты во время зарубежных гастролей. Перед концертами в городах Канады и США его оркестр встречали пикетчики с украинской символикой в руках. Об этих “политических демонстрантах” — к которым, кстати, шедшая на концерт публика ни разу не присоединилась, Владимир Спиваков замечает:
“Если они хотят помочь Украине – пусть они реально помогают жертвам. Большинство людей не знают о трагедии в Мариуполе, о том, что действительно происходит. Большинство населения не знает, и это очень жалко!”
Не раз пытались бойкотировать выступления маэстро Гергиева и оркестра Мариинского театра. Но и в этих случаях та же история: ни одного сданного билета на концерт и полный зал публики. По этому поводу Валерий Гергиев сказал: “Я не верю в международную изоляцию России”.
“В непростых политических условиях — идут дебаты, угрозы, резкие высказывания и заявления, не всегда правдиво отражающие факты, — мы в этих условиях выступали уже в десятках стран на фоне событий в Украине. Всякое бывало и в Нью-Йорке, и в Лондоне, но все до одного выступления завершаются акцентом на музыкальную, а не какую-либо еще сущность нашей работы”, — отметил Гергиев.
Четко, а главное — очень успешно выполняет свои “зарубежные обязательства” Большой театр России. Отличный прием во время апрельских оперных гастролей в Вене и еще лучше — реакция публики на майских балетных гастролях в Вашингтоне. Перед поездкой артисты уже слышали о возникающих то тут, то там антироссийских пикетах. Но, по словам солистки Большого театра, знаменитой балерины Светланы Захаровой, “на отношение к большому балету это не повлияло, и американская публика не изменилась”.
“Американцы отличаются от европейской публики, — они настолько ярко все принимают! Вот если им нравится, они начинают аплодировать, кричать во время балетного движения. Это, конечно, шокирует в первый раз, но потом к этому привыкаешь”, — рассказала Светлана Захарова.
По мнению обозревателя газеты “Гардиан” Джонатана Джонса, объявить “культурный бойкот России — это хорошая идея”. Но как же немного у нее сторонников, если на одном только фестивале “Звезды белых ночей”, который проходит сейчас в Петербурге, широко представлена география всей Европы и Америки. Притом представлена такими, например, именами, как всемирно признанный британский режиссер Грэм Вик, да еще в качестве автора новой постановки русской оперы “Война и мир”.