Автор Илья Харламов
За последние 10 лет Евросоюз пополнился сразу 13 новыми членами. Это страны Балтии, Чехия, Болгария, Румыния, Польша… Нельзя сказать, что новички совсем гармонично вписались в круг тех, кого принято называть традиционным Старым Светом. Скорее, это похоже на любовь по расчету: давние члены ЕС используют младоевропейцев для нападок на Россию, а те, в свою очередь, ищут у своих более зрелых партнеров поддержки, причем какой угодно. Однако находят в лучшем случае через раз и не ту, о которой просили.
Дискуссия о роли старых и новых членов ЕС в общеевропейской интеграции не умолкает ни на день. Расширение союза показало не только с первого взгляда позитивные, но и отрицательные тенденции. К примеру, это возрастание критической массы недопонимания в диалоге Россия – ЕС. Последние выпады и санкции против Москвы в Европарламенте после воссоединения России с Крымом отчетливо демонстрируют: усиление антироссийской риторики, неисполнение Брюсселем ряда обязательств перед российской стороной и другие негативные тенденции будут трендом нынешнего и ближайших политических сезонов. Тем более в связи с кризисом на Украине, в котором обвиняют Москву как раз те, кто был причастен к его возникновению самым непосредственным образом.
Сегодня не случайно старые и более мудрые страны Европы в качестве тарана против России используют младоевропейцев. Они прекрасно умеют загребать жар чужими руками. На ниве резкой и абсолютно бессмысленной антироссийской риторики, при которой вспоминается пословица про собак и караван, в разные годы преуспели Польша и страны Балтии. Каких только обвинений от них не прозвучало. При этом “старая” Европа психологически относится к “новой” откровенно высокомерно, считает вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук:
“Что касается экономических отношений, то здесь ситуация еще хуже. Денег практически страны бывшего социалистического блока не получают, хотя пытаются претендовать на более или менее значительные суммы. Которые позволят им минимально стабилизировать социальную ситуацию. Но это им мало удается. Показателен пример с оккупированными Западом странами в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Новичкам ЕС и НАТО не досталось ничего. Как они выживают на этом фоне – известно только им самим”.
Действительно, между двумя частями Европы – старой и новой – существует недопонимание и недоверие. Одни считают себя “правильными европейцами”, но и другие хотят, чтобы к ним относились так же. Однако не получается. Поскольку Западу, и в первую очередь Вашингтону, младоевропейцы, да и вообще европейцы нужны исключительно как “оловянные солдатики” на информационной и идеологической войне с Россией и интеграционными процессами на евразийском пространстве. Однако в своем рвении, которое искусно подогревается за океаном, считаться людьми первого сорта страны Восточной Европы готовы на многое. Вплоть, как это ни парадоксально, до ограничения суверенитета. Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов отметил, что жители стран-новичков все чаще задаются вопросом – а зачем их родина присоединилась к ЕС?
“Многие граждане вновь принятых в ЕС стран начинают понимать свою миссию, которую им уготовила старая евробюрократия. С одной стороны это миссия “пушечного мяса” натовских операций, с другой стороны они – канализация кризисных и других проблем старой Европы. Еще одна функция – санитарный кордон от России и зоны ее влияния”, — сказал Алексей Мартынов.
Неумные амбиции молодых стран-членов ЕС, их попытки встать вровень со “стариками”, вести себя с ним запанибрата, вызывали бы лишь усмешку. Если бы не то, что младоевропейцы, похоже, и, правда, уверовали в свою исключительность. И это уже напоминает диагноз. На днях один из известных польских политиков Лех Валенса заявил: “США должны, наконец, снова начать действовать как сверхдержава. А если они не хотят, пусть предоставят это Польше. Мы разберемся, что делать”. Вот такая плохо объяснимая мания величия.