Автор Карина Ивашко
Первый скандал разразился, когда Палата культуры Грузии отменила гастроли в Тбилиси известного российского актера Сергея Безрукова с его моно-спектаклем “Пушкин”. В надежде изменить ситуацию деятели культуры Грузии написали в ответ открытое обращение к инициаторам запрета с призывом действовать в интересах своей страны и грузинских зрителей. Ведь Сергея Безрукова здесь любят и ждут. Препятствием для встречи с грузинскими поклонниками стало собственное мнение артиста. В числе более сотни известнейших российских актеров, режиссеров, музыкантов он подписал письмо в поддержку позиции президента России Владимира Путина в связи с ситуацией на Украине и в Крыму. Реакция “чиновников от культуры” Грузии, по мнению тех, кто выступил в защиту Безрукова, выглядит просто нелепо. “Вместо здравого разграничения культуры и политики мы имеем дело с примитивной политизацией сферы культуры”, — сказал “Голосу России” актер Георгий Гургулия.
“Когда политики не могут решить какие-то вопросы, тогда должна включаться народная дипломатия, а это, по-моему, взаимопонимание, взаимоотношение деятелей культуры. Я думаю, что Безруков один из этих людей. И я, и мои друзья думаем, что визит Безрукова может принести только положительные моменты. Вообще, деятели культуры могут гораздо легче решать вопросы, которые возникают между государствами, между политиками|”, — сказал Гургулия.
Киев, в свою очередь, запретил проведение концерта пианиста Дениса Мацуева. Отменены также июньские гастроли Владимира Спивакова и его оркестра “Виртуозы Москвы” на сцене Национальной оперы Украины. То есть убеждение, что творчество не имеет отношения к политике, что оно вне национальности и принадлежит всему миру, сегодня разделяют не все. И это, по мнению известного российского и украинского театрального режиссера Романа Виктюка, не что иное, как глупость:
“Культура всегда была выше! Если она культура. Культ во главе культуры. Если этот культ как служение, тогда это культура. А если это служанка – к культуре отношения не имеет”.
Большинство стран никаких санкций в культурном отношении к России не демонстрирует. Международный фестиваль имени Чехова, который проходит сейчас в Москве, принимает театры из Европы, Азии и Америки. В мае в российской столице состоялись традиционные гала-концерты и вручение международной премии “Бенуа де ля данс” — так называемого балетного Оскара. И тоже ни один из номинантов и лауреатов премии прошлых лет не отказался приехать в Москву. В начале июня в подмосковном Звенигороде открылась 8-я Международная летняя школа Союза театральных деятелей России. Туда приехали 80 молодых актеров из 27 стран для учебы и работы с лучшими мастерами российской сцены. И конкурс был — 8 человек на место!
По словам художественного руководителя Школы, народного артиста России Александра Калягина, самое главное в этом проекте – атмосфера интернационального единства, когда азербайджанцы и армяне, чехи и словаки, грузины, американцы и украинцы — вместе постигают секреты профессии, вместе готовят спектакли. Политика остается в стороне, подчеркивает он, здесь царит дух творчества и взаимопонимания. Евгений Миронов — худрук московского Театра Наций и проводимого им международного фестиваля-школы современного искусства “Территория” – “культурных санкций” тоже не опасается. В интервью “Голосу России” он сказал:
“Честно говоря, Театр Наций это никак не коснулось. Я знаю, что есть проблемы, тем не менее, мы готовимся в сентябре к гастролям в Грузии. Что касается Киева, пока не знаю, там действительно очень шаткая ситуация. И, скорее, не столько из-за политики, сколько из безопасности отменяются гастроли. А вообще культура должна быть вне политики. Это единственный коридор, который объединяет людей разных абсолютно. В этом и прелесть культуры. Поэтому нужно работать – делать свое дело”.
Лето в России, пожалуй, самая горячая фестивальная пора. В это время в стране стартуют десятки культурных смотров, на которые – уже известно — съедутся сотни деятелей культуры со всего мира.