Автор Григорий Миленин
Биография Наливайченко проста и удивительна одновременно. Выпускник разведшколы КГБ и карьерный дипломат, а затем и руководитель Службы безопасности Украины (СБУ), Наливайченко больше прославился своими связями с ЦРУ и украинскими ультранационалистами. А также окончательным развалом контрразведки Украины. До его прихода на пост председателя в 2006 году СБУ представляла собой осыпающуюся глыбу советской школы контрразведки, спецслужбу, не имеющую конкретных целей, задач и объектов работы, не говоря даже о нормальном финансировании.
“Это пустая, бесполезная, абсолютно демонтированная, лишенная оперативных позиций служба. Основной ее инструмент – ложь и различного рода придумки, которые в последнее время стали нормой для информационной войны. Мы должны понимать, что эта служба никакого вреда, кроме провокаций со стороны Украины, России нанести практически не может. Она лишена каких-либо оперативных возможностей. У нее очень ограничены технические возможности. Они лишены оперативной базы”.
Взлеты и падения в карьере у Наливайченко удивительным образом совпадали с очередной сменой власти. Впервые заняв пост руководителя СБУ в период президентства Виктора Ющенко, он похозяйничал там настолько усердно, что “ударная волна” его реформ в спецслужбах подтолкнула генпрокуратуру возбудить против него уголовное дело. Человека, в первую голову отвечавшего за безопасность государства, подозревали в государственной измене, как выяснилось – не зря. Рассказывает президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко:
“По утверждениям официальных представителей СБУ, Наливайченко был завербован в Чикаго. У меня нет оснований не верить этим утверждениям. Тем более, что на их основании было возбуждено уголовное дело. С другой стороны, смена власти не дала возможности довести это дело до конца. Но уголовному преследованию предшествовали многочисленные публикации в прессе, а человек, которого оклеветали, обычно подает в суд. Наливайченко ни разу не пытался через суд доказать свою непричастность. При том, что обвинения продолжались в течение нескольких лет, пока не было возбуждено уголовное дело. Так что, с моей точки зрения, это обвинение доказано”.
Но, увы, зимой 2014 года на Украине сменилась власть, в конце февраля Наливайченко вновь занял пост председателя СБУ, а уже в марте уголовное производство в отношении него прекратилось. Такой поворот не мог не сказаться на его трудолюбии. По словам Ростислава Ищенко, второй приход Наливайченко ознаменовался превращением СБУ из пугала, вещавшего про ужасы так называемого “голодомора”, описанные в архивах службы, в дубинку самозваных киевских властей, которые то и дело пускают ее в ход:
“На “голодоморе” был зациклен тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. А Наливайченко делал приятное своему патрону, выполнял “социальный заказ” президента. А сейчас СБУ превратился в карательный орган, который ловит оппозиционеров, закрывает их в СИЗО без какого бы то ни было судебного разбирательства и так далее”.
Говорят, в лексиконе спецслужб есть такой термин – “особо ценный агент”. Иногда это человек, обладающий возможностью саботажа, последствия которого рассматриваются в масштабе целого государства. Так вот, Наливайченко под эту категорию подходит как нельзя лучше. И пускай кто-то скажет, что все изложенное выше — предвзятый взгляд. Но стоит вбить в любом интернет-поисковике запрос “Наливайченко и американский посол”, как на первой же картинке вы увидите следующее: июнь 2008 года, на плацу Академии СБУ ее выпускникам – молодым лейтенантам, погоны вручает тогдашний посол США на Украине Уильям Тейлор, а Наливайченко, что называется, довольно улыбается в сторонке. Посмотрите! И слова окажутся излишними.