Автор Илья Харламов
Украинцы, а вернее часть из них, выбрали нового президента. При всех вопросах к легитимности самих выборов с новым лидером страны сотрудничать придется всем, в том числе и Москве. Просто для того, чтобы не заводить в тупик сотрудничество со страной, и так находящейся в глубочайшем политическом и экономическом кризисе. Остаются лишь вроде бы скромные, а на самом деле принципиальные вопросы: а для того ли гибли люди на киевском майдане и в других частях страны, чтобы на смену одной олигархической группе пришла другая? И долго ли ждать нового майдана, причем не только политического, но уже и социального?
Вашингтон поставил на Петра Порошенко по вполне объяснимым причинам: в нем увидели более или менее умеренного политика на фоне экс-премьера Юлии Тимошенко или лидера Радикальной партии Олега Ляшко. Уже не говоря о Дмитрии Яроше, руководителе “Правого сектора”. Впрочем, первое, что сделал Порошенко в качестве избранного президента, даже не дожидаясь окончательного подсчета голосов – применил штурмовую авиацию и тяжелую артиллерию на востоке страны, что привело к массовым жертвам. В том числе среди мирного населения. Так кто же стал главой украинского государства в период смутного времени? Известно о Порошенко немало. Он миллиардер, владелец бизнес-империи, в которую входят шоколадная фабрика “Рошен” и телевизионный “5 канал”. Причем от медиа-актива, значение которого в нынешней Украине просто колоссальное, Порошенко отказываться пока не планирует.
Вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук обратил внимание, что приход во власть Петра Порошенко для нынешней Украины – явление вполне логичное.
“Много бизнесменов идет во власть и добиваются результата. Причем предпринимателей из элитного слоя, миллиардеров, участников списка “Форбс”. Именно это вызывает доверие со стороны США, они поддерживают таких кандидатов. Все сходится. Порошенко — предприниматель, а они не являются политиками-самородками в чистом виде. Политиками, как мы видим, не могут стать ни военные, ни чиновники, ни экономисты. Он из другого поля, поэтому когда он столкнется с чисто политическими, военными проблемами, вопросами сохранения страны от распада, вряд ли он найдет рецепты самостоятельно. Ему будут подсказывать со стороны”.
Видимо, совсем не случайно Порошенко связывают давние и тесные отношения с экс-президентом Украины, лидером “оранжевой революции” Виктором Ющенко. По некоторым данным, Петр Порошенко – кум бывшего главы государства, который, как известно, закончил свою политическую карьеру абсолютно бесславно. Некоторым политологом не столько этот факт, сколько огромное количество сугубо политических параллелей позволяет предположить, что Порошенко повторит судьбу своего друга. Конечно, у него есть опыт госслужбы: он успел побывать министром иностранных дел и экономического развития и торговли. Но достаточно ли этого, чтобы Украина сохранилась как государство, а на ее землю пришел мир? Вопрос, похоже, риторический.
Политолог Александр Гущин отметил, что Порошенко олицетворяет старую политическую элиту, которая вновь пришла к власти в результате майдана.
“На данный момент какой-то кардинальной смены политического класса не происходит. Безусловно, Порошенко, Турчинов и Яценюк — представители разных его течений, но при назначении новых людей на ключевые посты они будут определяться степенью договоренности Порошенко с Яценюком. Ближайшие месяцы будут определяться консенсусом, который сложится, если получится, между финансово-промышленными группами”, — сказал Гущин.
Слабая сторона нового президента, как считают некоторые эксперты, это отсутствие такого качества, как харизма, умение заражать людей своими идеями. Да и вообще с примиряющими всех жителей страны идеями большая “напряженка”. Нет у него и сплоченной команды. Людей под свой “президентский проект” Порошенко собирал по крупицам из разных партий и движений. Отсутствуют у него и внятно выраженные внешнеполитические приоритеты, хотя они, конечно, лежат в западном направлении. Тем не менее, он заявляет о важности сотрудничества с Россией. Впрочем, тут же говорит о том, что курс на евроинтеграцию будет продолжен.
Свергнутый Виктор Янукович говорил и делал то же самое. Хотя, конечно, ставка Брюсселя и Вашингтона на Порошенко чего-то, да стоит. Однако вряд ли кто-то возьмет на себя смелость утверждать, что он сохранит власть и станет гарантом стабилизации политической жизни на Украине. И это не говоря о вооруженном конфликте. Пока Порошенко показал, что жизнь граждан с востока страны, которые не хотят согласиться с тем, что они люди второго сорта, а бандеровцы – первого, для него ничего не стоит.