Автор Мария Балябина
В марте 2005 года президент Киргизии Аскар Акаев покинул страну и скрылся в Казахстане. Там он написал заявление об отставке, и новым главой страны стал оппозиционер Курманбек Бакиев. Причиной такого развития событий стали многотысячные манифестации, быстро переросшие в беспорядки. Волнения недовольных парламентскими выборами начались в южных областях и вскоре перекинулись на всю страну. Всё это происходило на фоне небывалой активности американского посольства и многочисленных неправительственных организаций, которые спонсировались из-за рубежа.
Эта цветная революция, третья по счёту после Грузии и Украины, вряд ли была бы возможна без серьёзного внешнего воздействия, считает эксперт Института стран СНГ Андрей Грозин.
«Посол США ездил по всем регионам страны, встречался с лидерами оппозиции, проводил с ними встречи. Известно, что на этих встречах прямым текстом доводилась мысль о том, что Акаев и его политический режим себя изжил, его нужно менять, необходима новая стадия «демократического» развития. Американцы впрямую участвовали в политическом процессе, приведшем к смене власти. На американской авиабазе имени Питера Ганси в Киргизии печатались оппозиционные листовки», — сказал Грозин «Голосу России».
«Она связана с разделением страны практически на две части: северную и южную. Этот раскол и был использован для изменения политической системы. Точнее, смены политического руководства. Но, тем не менее, как показывает практика последних лет, к особой эффективности это не привело. Несмотря на все требования, транзитный центр был закрыт в Манасе, киргизы встали в очередь на вступление в Таможенный союз. Социально-экономические отношения взяли верх над политическими действиями. Это показывает неустойчивость действующих режимов. Потому что получается, что из всех революций, которые прошли, практически все скатились назад».
Действия Запада, направленные на подогревание революционных настроений, обострили это вечное противостояние. И вместо того, чтобы создать новую политическую систему, представителя севера Аскара Акаева просто заменили южанином – Курманбеком Бакиевым. Вероятно, кукловоды этой революции рассчитывали видеть на посту президента своего человека, с помощью которого можно было бы вывести Киргизию из российской орбиты, создать в стране сеть американских военных баз. Акаев не устраивал Вашингтон по многим позициям, говорит Андрей Грозин.
«Он всерьез рассматривал возможность закрытия военно-воздушной базы США. Кроме этого, очень интересный момент: за месяц до свержения Акаева США обращались к Бишкеку с просьбой размещения на авиабазе не просто топливозаправщиков, а систем дальнего радиолокационного слежения. Киргизия, являясь членом ОДКБ, отказала. И так совпало, что через месяц после отказа, власть Акаева была свергнута. Возможно, совпадение, но в политике такие совпадения бывают редко», — отметил Грозин.
Но новый президент — Курманбек Бакиев — так и не стал новым Саакашвили, а созданная в Киргизии политическая система оказалась очень неустойчивой. Уже в 2010 году нового правителя свергли по старому сценарию. И неизвестно сколько раз такое может повториться. Ведь джина из бутылки уже выпустили, а людям показали, что каждый может поменять президента по своему усмотрению.