Автор Ольга Бугрова
Инсталляциями сегодня, кажется, никого не удивишь. А все же есть место, где они действуют на человека как откровение. Это один из петербургских музеев – маленький, всего два зала, но по своей теме важный буквально для каждого человека на земле: Музей сновидений.
Полное название этого таинственного учреждения — Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Он был основан в 1999 году – к столетию выхода самой знаменитой книги психоаналитика: «Толкование сновидений». Основатель музея – российский коллега австрийского доктора Виктор Мазин. Он сделал это не для шутки: сновидения – дело серьезное. Как говорит Мазин, сновидение — это психоз. Это самый суровый психиатрический диагноз, который только можно поставить, потому что люди видят галлюцинации — то, чего нет. «Треть нашей жизни проходит в психозе, и хотя бы по этой причине ни один человек на Земле не может быть назван здоровым», — отмечает с иронией Виктор Мазин.
«Если человек говорит: «Вы знаете, я в жизни, вообще-то, человек радостный, но я не понимаю: меня мучают во сне какие-то кошмары, я вижу какие-то ужасы во сне». Это показывает, что у человека достаточно тревог, от которых он каким-то способом убегает днем. Большинство людей видит сны и их забывает. И на это есть очень серьезная причина. Потому что во снах открывается что-то такое, чего мы знать о себе не хотим», — сказал Мазин в эфире «Голоса России».
Удивительно, но это «нежелательное знание» нередко бывает источником большого вдохновения. Достаточно вспомнить, например, фильмы Альфреда Хичкока или Луиса Бунюэля. Они, можно сказать, разработали целую «сновиденческую киноэстетику». Или, например, картины Андрея Тарковского: мирное настроение военному фильму «Иваново детство» придают сны Ивана. И ещё больше на снах построен культовый фильм Тарковского «Зеркало». Собственно, Музей сновидений Зигмунда Фрейда одной из своих задач ставит почти то же – приручить сны, научить человека без вреда для здоровья переводить «картинку» из сферы бессознательного в сферу сознательного. В Музее сновидений эти две территории разделены, рассказал «Голосу России» его куратор – психоаналитик Максим Проценко.
«Первый зал светлый. Там представлено несколько стендов, которые рассказывают о том, кто был Фрейд, кто были его учителя, коллеги, как развивалась история психоаналитического движения. Стенды снабжены оригинальными фотографиями, которыми с нами поделился наш собрат – Музей Фрейда в Лондоне. А второй зал – это сердце музея. В нем всё построено в логике сновиденческой атмосферы. Там темно, очень много различных объектов, связанных и с Фрейдом, и просто объектов современного искусства. Все это не так просто разглядеть. И нет никаких подписей. И за счет того, что элемент внешнего объяснения исключен, мы заполняем пространство своими мыслями, ассоциациями, фантазиями. Этот музей как бы выключает из обыденности и приводит нас к каким-то идеям, желаниям, о которых некогда было подумать в шуме повседневной жизни», — сказал Проценко «Голосу России».
Музей сновидений Зигмунда Фрейда не позиционируется как некий информационный портал, что, на первый взгляд, не очень современно. Он, как заметил куратор, «скорее, нацелен на приобретение опыта движения к себе». И судя по тому, что сюда толпами приходит петербургское студенчество, этот опыт – то, что нужно.