Автор Олег Обухов
Американские власти утверждают, что наказывая экономическими санкциями Россию, просто хотят остановить «российскую агрессию» в Восточной Европе. Но, по мнению аналитиков США, за такую стратегию неминуемо наступит расплата. И тогда придётся решать проблемы не в Восточной Европе, а уже в самих Соединённых Штатах. Бумеранг может больно ударить по крупным американским компаниям, которые тесно связаны с российской экономикой. Налицо явное разногласие между элитами США, комментирует ситуацию вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
«Отсюда и идёт вот эта дерготня, непонимание, что делать, как поступить, куда двинуться — непрерывное дергание. Вот что поражает, а не то, что эти санкции принимались, а потом их начали отрабатывать. Американская политическая элита предпринимает шаги, которые не стыкуются даже с интересами военной элиты американской. Не стыкуются с интересами бизнеса, не стыкуются с интересами развития космической отрасли. В данном случае мы можем говорить о том, что в США сейчас существует внутренний глубокий конфликт», — сказал эксперт в интервью «Голосу России».
Boeing, Exxon Mobil, Intel, General Motors и General Electric – вот список американских компаний, которые могут понести потери в первую очередь. Сокращение сотрудничества с Россией для них – это как минимум потеря рынка сбыта, снижение прибыли и замораживание совместных выгодных проектов. Не останутся в стороне и европейские корпорации, говорит экономист Алексей Вязовский:
«Это касается, например, нашего контракта с Францией по «Мистралям», где Россия выступает очень крупным заказчиком вертолётоносцев. Но если французы решат ввести санкции и отменить строительство этих кораблей, то они просто попадут под серьёзные штрафы. Которые они могли бы тоже не платить, ссылаясь на санкции, но это совсем уже кардинальный вариант в силу того, что просто возможен эффект бумеранга, ведь многие европейские и американские компании работают в России. Если всё будет идти по экстремальному сценарию, то у России есть все рычаги, чтобы воздействовать на мировое бизнес-сообщество»
Сами по себе "западные санкции" — явление довольно расплывчатое, считают аналитики. Роли ЕС и США в них разные. Как и последствия. Сотрудничество Европы и России основано на взаимной выгоде. И если равновесие в нём нарушается, то выгоду теряют обе стороны. Любой обрыв цепочек сотрудничества бьёт по обеим сторонам. А США в результате от этого дисбаланса как раз только выигрывают. То есть, когда Европе и России плохо, Штатам становится хорошо.
ЕС сейчас – между двух огней. С одной стороны Брюссель пытается угодить Америке, играя по её правилам. С другой — действует против своих собственных интересов, присоединяясь к санкциям. США это на руку, говорит профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.
«Поэтому они и подталкивают к катастрофе, к хаосу, к санкциям, к экономической войне и т.д. Они уже вообще говорят о том, что «ребята, отказывайтесь от российского газа, мы вам привезём свой, но очень дорогой, мы будем торговать, нам будет очень выгодно, вам невыгодно, ну ничего, зато мы все вместе, мы все единый западный мир». Это просто абсолютно циничная позиция, которая за идиотов держит европейцев. Европейский бизнес, конечно с этим не согласен, а вот господа политики, которые полностью зависимы от США, идут пока у них на поводу. Но у нас есть инструменты, чтобы разубедить и политиков в том числе», — сказал Матвейчев «Голосу России».
Если только представить, что Евросоюз откажется от российского газа, к примеру, то Брюсселю не позавидуешь, продолжает эксперт. Такой дешёвый газ Европе просто не найти. А если он будет дороже, то экономика региона резко пойдёт на спад, при том, что и сейчас с ней не всё в порядке. В результате в ЕС начнёт расти безработица, социальная напряжённость. А это в свою очередь может привести вообще к развалу Евросоюза.
Говоря о санкциях в отношении Москвы, эксперты отмечают, что давление на Россию только ускорит развитие национальной экономики. Такого мнения придерживается и американский сенатор-республиканец Линдси Грэм. И это не голословные заявления. На деле после очередного раунда санкций рубль поднялся в цене, фондовый рынок укрепился. Все это, по словам сенатора, говорит об ускорении российской экономики.